Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Палянчук Т.А., Зенина В.А.,
по докладу судьи краевого суда Палянчук Т.А.
при секретаре Красулиной О.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности " Ф.И.О. "10 на заочное решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 29 мая 2014 года,
заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Сочи об обязании оборудовать МБУЗ г. Сочи "Детская стоматологическая поликлиника" цифровым ортопантомографом.
В обоснование доводов указано, что в ходе проведенной прокуратурой района по поручению прокуратуры Краснодарского края проверки исполнения законодательства об охране здоровья граждан, установлено, что на территории города Сочи единственным муниципальным учреждением здравоохранения, оказывающее услуги стоматологической помощи несовершеннолетним жителям города Сочи является МБУЗ г. Сочи "Детская стоматологическая поликлиника", расположенная по адресу: " ... " . Вместе с тем, в МБУЗ г. Сочи "Детская стоматологическая поликлиника" отсутствует прибор для рентгеновской съемки челюстной зоны головы, что делает невозможным диагностику и лечение большинства стоматологических заболеваний. Врачи МБУЗ г. Сочи "Детская стоматологическая поликлиника" вынуждены направлять несовершеннолетних пациентов для проведения рентгеновской съемки челюстной зоны головы в платные клиники, что противоречит принципам доступности и бесплатности оказания медицинской помощи. Для осуществления рентгеновской съемки челюстной зоны головы несовершеннолетних пациентов необходимо приобретение ортопантомографа (также называют пантомограф, панорамный рентгенаппарат, панорамник). Отсутствие в единственном муниципальном учреждении здравоохранения города Сочи, оказывающем услуги стоматологической помощи несовершеннолетнему населению города прибора для проведения рентгеновской съемки челюстной зоны головы влечет нарушение прав несовершеннолетних жителей города на оказание бесплатной доступной медицинской помощи.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Сочи " Ф.И.О. "11 заявленные требования поддержала.
Представители ответчика - администрации города Сочи и третьего лица - МБУЗ г. Сочи "Детская стоматологическая поликлиника" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения иска извещены надлежаще, причину неявки суду не сообщили, о рассмотрении иска в свое отсутствие не просили.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно счел возможным рассмотреть иск в отсутствие ответчика, в заочном производстве с вынесением по делу заочного решения суда на основании ст. 233 ГПК РФ.
Обжалуемым заочным решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 29 мая 2014 года иск прокурора Центрального района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи об обеспечении медицинской техникой муниципальное учреждение - удовлетворен.
Не согласившись с указанным заочным решением суда, представитель администрации города Сочи по доверенности " Ф.И.О. "12 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации города Сочи по доверенности " Ф.И.О. "13 ., просившего отменить заочное решение суда, прокурора " Ф.И.О. "14 ., просившего оставить без изменения заочное решение суда, судебная коллегия считает заочное решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 21.11.2011 года N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Согласно ст. 79 данного Федерального закона РФ от 21.11.2011 года N323-Ф3 медицинская организация обязана осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.
Как следует из материалов дела, на территории Муниципального образования город-курорт Сочи органом местного самоуправления является администрация города Сочи.
В соответствии с пунктом " ... " Устава учредителем МБУЗ г. Сочи "Детская стоматологическая поликлиника" является администрация города Сочи.
Исходя из требований ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование.
Муниципальные учреждения здравоохранения не являются коммерческими организациями и не имеют иных источников доходов.
На основании Закона Краснодарского края от 01.04.2004 года N 679-КЗ "Об установлении границ муниципального образования города-курорта Сочи и наделении его статусом городского округа" муниципальное образование город-курорт Сочи наделено статусом городского округа.
Исходя из требований п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления", к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населении отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 21.11.2011 года N 323-Ф3, основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи: приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ от 21.11.2011 года N323-Ф3, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от 21.11.2011 года N323-Ф3 каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В ходе проведенной прокуратурой района, по поручению прокуратуры Краснодарского края, проверки исполнения законодательства об охране здоровья граждан, установлено, что на территории города Сочи единственным муниципальным учреждением здравоохранения, оказывающем услуги стоматологической помощи несовершеннолетним жителям города Сочи является МБУЗ г. Сочи "Детская стоматологическая поликлиника", расположенная по адресу: " ... " .
Вместе с тем, в МБУЗ г. Сочи "Детская стоматологическая поликлиника" отсутствует прибор для рентгеновской съемки челюстной зоны головы, что делает невозможным диагностику и лечение большинства стоматологических заболеваний. Врачи МБУЗ г. Сочи "Детская стоматологическая поликлиника" вынуждены направлять несовершеннолетних пациентов для проведения рентгеновской съемки челюстной зоны головы в платные клиники, что противоречит принципам доступности и бесплатности оказания медицинской помощи.
Для осуществления рентгеновской съемки челюстной зоны головы несовершеннолетних пациентов необходимо приобретение ортопантомографа (также называют пантомограф, панорамный рентгенаппарат, панорамник). Ортопантомограф, позволяет оперативно получать высокоточные и очень информативные снимки зубов, челюстных суставов и полостей носа по нескольким программам, включая панорамные снимки. Панорамный снимок зубов заменяет более десятка обычных снимков, снижает количество вредного облучения, которому подвергается пациент во время рентгена.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности доводов прокурора Центрального района города Сочи, поскольку отсутствие в единственном муниципальном учреждении здравоохранения города Сочи, оказывающем услуги стоматологической помощи несовершеннолетнему населению города прибора для проведения рентгеновской съемки челюстной зоны головы влечет нарушение прав несовершеннолетних жителей города на оказание бесплатной доступной медицинской помощи.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего спора, не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 29 мая 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Сочи - оставить без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.