Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.
и судей Казакова Д.А., Кривцова А.С.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
с участием прокурора Давыдова А.А.
при секретаре Богосьян Ж.Р.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю. и апелляционной жалобе Заяц В.А. на решение Тихорецкого городского суда от 11.06.2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах Заяц В.А. обратился в суд с иском к ГУ Филиал N13 Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год в срок до 01.08.2014 года.
В обоснование требований указано, что Заяц В.А. является ветераном боевых действий, с 2005 года состоит в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг и имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. 28.11.2013 Заяц В.А. подал заявление, а также необходимые медицинские документы в ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N13 для обеспечения санаторно-курортным лечением по профилю болезни нервной системы. Однако, в течение 2013 года Зайцу В.А. путевка не предоставлена, что повлекло нарушение его прав на получение государственной социальной помощи. Полагает, что Зайцу В.А. не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования РФ, поскольку, установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению ветеранов боевых действий путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Определением Тихорецкого городского суда от 12.05.2014 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Определением Тихорецкого городского суда от 13.05.2014 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен Фонд социального страхования РФ.
Обжалуемым решением Тихорецкого городского суда от 11.06.2014 года в удовлетворении требований, заявленных Тихорецким межрайонным прокурором в интересах Заяц В.А., отказано.
В апелляционном представлении старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. просит отменить решения суда первой инстанции и принять по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела дана неверная оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе Заяц В.А. так же просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, указав, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, возражения на них, выслушав заключение прокурора, пояснения представителя ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по доверенности Макаревич А.Н., судебная коллегия считает необходимым решение Тихорецкого городского суда от 11.06.2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым частично удовлетворить требования, заявленные Тихорецким межрайонным прокурором в интересах Заяц В.А.
Отказывая в удовлетворении требований заявленных, Тихорецкийм межрайонным прокурором в интересах Заяц В.А. суд первой инстанции указал, что Федеральный закон от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" не содержит гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку, а устанавливает лишь период предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг - календарный год; кроме того, отсутствует возможность обеспечить в течении календарного года всех 100% граждан, имеющих право на получение государственной услуги в натуральном виде в виде путевки на санаторно- курортное лечение в соответствии с вышеуказанным Законом; более того, Заяц В.А. был обеспечен путевкой на санаторно - курортное лечение в 2013 году, что подтверждается накладной от 30.08.2013 г. N 125, однако в ноябре 2013 года вновь подал заявление о предоставлении ему путевки на санаторно - курортное лечение в 2013 году.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Так, из материалов дела следует, что Заяц В. А. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением БК N0671970 от 18.08.2004 года (л.д.12). С 2005 года Заяц В.А. состоит в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, и имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. Начиная с 2006 года по 2012 год ежегодно обеспечивался путевкой на санаторно- курортное лечение.
28.11.2013 года Заяц В.А. обратился в ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 13 с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении, подтверждающую наличие медицинских показаний.
Письмом от 28.11.2013 года ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 13 уведомило Заяц В.А. о том, что он состоит на учете для получения путевки на санаторно-курортное лечение по профилю болезни нервной системы под N 1604 (л.д.9).
На момент рассмотрения дела судом санаторно-курортное лечение Заяц В.А. за 2013 году не предоставлено.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе ветераны боевых действий.
Статьей 6.2 данного Закона установлено, что в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года N328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
Согласно п. 3.7 указанного Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития РФ или органы социальной защиты населения, с которыми
исполнительный орган Фонда социального страхования РФ заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на
санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения (п. 3.9 Порядка).
При рассмотрении дела судебной коллегией установлено, что Заяц В.А. своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, представив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия полагает, что истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования РФ, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что требование истца не может быть удовлетворено ввиду недостаточного финансирования расходов на приобретение санаторно-курортных путевок несостоятелен, поскольку недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права. По этим же основаниям истцу не может быть отказано в предоставлении санаторно-курортного лечения по мотивам наличия граждан, ранее обратившихся за получением такого лечения и не обеспеченных путевками (очередности), поскольку очередность предоставления данной меры социальной поддержки действующим законодательством не предусмотрена.
Необходимо отметить, что Фонд социального страхования РФ в лице исполнительных органов Фонда не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при исчислении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.06.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством обязанности не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
При рассмотрении дела судебной коллегией установлено, что путевку на санаторно-курортное лечение в августе 2013 году Заяц В.А. получил на основании решения Тихорецкого городского суда от 05.06.2013 года, которым суд возложил на ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанность предоставить Заяц В.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 календарный год.
Вышеуказанные обстоятельства и требования действующего законодательства оставлены судом первой инстанции при рассмотрении дела без внимания и соответствующей правовой оценки.
В соответствии с п. 19 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 29.12.2004 года N 864, средства, переданные Фонду на очередной финансовый год на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение, распределяются по исполнительным органам Фонда пропорционально количеству граждан льготных категорий, проживающих на определенной территории. Исполнительные органы Фонда за счет перечисленных им средств на основании заключаемых государственных контрактов производят закупку путевок и впоследствии осуществляют их выдачу гражданам. Таким образом, непосредственную выдачу путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан осуществляют исполнительные органы Фонда (региональные отделения Фонда и созданные ими филиалы), в данном случае ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Также необходимо отметить, что требование Тихорецкого межрайонного прокурора о предоставлении Заяц В.А. путевки на санаторно-курортное лечение в срок до 01.08.2014 года является не основанным на нормах действующего законодательства, поскольку сроки исполнения судебных решений разрешаются в ином судебном порядке.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым частично удовлетворить требования, заявленные Тихорецким межрайонным прокурором в интересах Заяц В.А. Обязать Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Заяц В.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 календарный год. В удовлетворении требований Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Заяц В.А. к ГУ Филиал N13 Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и Фонду социального страхования РФ о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год - отказать.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Апелляционное представление старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю. и апелляционную жалобу Заяц В.А. удовлетворить.
Решение Тихорецкого городского суда от 11.06.2014 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Заяц В.А. к ГУ Филиал N13 Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, ГУ Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ и Фонду социального страхования РФ о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год в срок до 01.08.2014 года - удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Заяц В.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 календарный год.
В удовлетворении требований Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Заяц В.А. к ГУ Филиал N13 Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и Фонду социального страхования РФ о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.