Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Берко А.В.,
судей Калоевой З.А., Киселева Г.В.,
с участием прокурора Ледовской Н.В.,
при секретаре Шевцовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности А.В. Лобанович на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 мая 2014 года, по гражданскому делу по иску и.о. прокурора Александровского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов Жукова И.С. к министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Берко А.В.,
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Александровского района Ставропольского края, действующий в интересах Жукова И.С., обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что Жуков И.С., ... года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно решению Ивантеевского районного суда Саратовской области от ... г. Жукова Н.Л. - мать Жукова И.С. лишена родительских прав в отношении сына. В свидетельстве о рождении в графе "отец" прочерк.
Постановлением главы администрации Александровского муниципального района Ставропольского края от ... г. N ... над Жуковым И.С. была установлена опека, опекуном назначен Чуприков И.С. Постановлением администрации Александровского муниципального района от ... г. Жуков И.С. учтен в качестве нуждающегося в приобретении жилья.
В настоящее время Жуков И.С. временно проживает по адресу: Ставропольский край, Александровский район, с. Садовое, ул. ... и собственного жилья не имеет.
... г. отделом опеки, попечительства администрации Александровского муниципального района Ставропольского края в Министерство образования Ставропольского края были предоставлены сведения о включении Жукова И.С. в сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в ... году, в который был включен Жуков И.С. Данный список направлен в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края для заключения договоров найма жилых помещений.
На основании приказа министра обороны РФ N ... от ... г. Жуков И.С. с ... г. уволен с военной службы. ... г. Жуков И.С. обратился в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Однако до настоящего времени Жуков И.С. специализированным жилым помещением не обеспечен.
Учитывая изложенное, истец просил суд обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Жукову И.С., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) по норме предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям Александровского муниципального района Ставропольского края.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 мая 2014 года исковые требования и.о. прокурора Александровского района Ставропольского края, в защиту жилищных прав и интересов Жукова И.С., к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края удовлетворены.
Суд обязал Министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Жукову И. С., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) по норме предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям Александровского муниципального района Ставропольского края.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности А.В. Лобанович указывает, что ответчик не согласен с состоявшимся решением районного суда, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, в частности, указывает, что первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено. Просит обжалуемое решение суда от 27 мая 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Александровского района Ставропольского края, в защиту интересов Жукова И.С., отказать полном объеме.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Ледовскую Н.В., согласившую с правовым суждением суда первой инстанции, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (ст. 330 ГПК РФ).
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с приведенными изменениями Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичная норма содержалась и в положениях ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", названный Закон вступил в силу с 1 января 2013 года.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении у истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ (01.01.2013 года) должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением.
Районный суд при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда, в процессе проверки решения по доводам апелляционной жалобы установили, что Жуков И.С., ... года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
На основании решения Ивантеевского районного суда Саратовской области от ... г. мать Жукова И.С. - Жукова Н.Л. лишена родительских прав в отношении Жукова И.С.
... г. Жукова Н.Л. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ... г.
Постановлением главы администрации Александровского муниципального района Ставропольского края от ... г. N ... над Жуковым И.С. была установлена опека, опекуном назначен Чуприков И.С.
Постановлением администрации Александровского муниципального района ... г. Жуков И.С. учтен в качестве нуждающегося в приобретении жилья.
Из материалов дела также следует, что в настоящее время Жуков И.С. временно проживает по адресу: Ставропольский край, Александровский район, с. Садовое, ул ... Своего собственного жилья Жуков И.С. не имеет. До настоящего времени Жуков И.С. специализированным жилым помещением не обеспечен.
В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации детство, семья находятся под защитой государства.
... г. отделом опеки, попечительства администрации Александровского муниципального района Ставропольского края в Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края были предоставлены сведения о включении Жукова И.С. в сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Жуков И.С. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без течения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в ... году, который ... года направлен Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Законодатель связывает предоставление жилых помещений указанной категории лиц с такими юридическими фактами как достижение возраста 18 лет и окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не получено. Закрепленного жилого помещения истец не имеет. Не оспаривалось ответчиками и право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения.
При наличии изложенных обстоятельств, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Александровского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов Жукова И.С. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Такой вывод подтверждается имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку суда в порядке ст. 67 ГПК РФ и соответствует установленным обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, установлено нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции пришел к правильным выводам относительно удовлетворения заявленных требований.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в силу с 01.01.2013 года).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Ставропольского края от ... года N ... утвержден Порядок предоставления лицам указанной категории благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, которым установлено, что обязанности по формированию указанного списка с ... года возложены на министерство образования Ставропольского края, пунктом 3 указанного Порядка установлено, что решение о предоставления лицам вышеуказанной категории благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края принимается уполномоченным органом исполнительной власти в области управления жилищным фондом - Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Довод апелляционной жалобы, сводящийся к тому, что истцом не доказан факт нарушения прав Жукова И.С. состоятельным не является и подлежит отклонению, поскольку после постановки на учет в качестве нуждающегося жилое помещение истцу не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края совершено не было. Само по себе ведение учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, без совершения указанных действий не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении возложенных на ответчика - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края функций.
Довод апеллянта о включении истца в список очередности в получении благоустроенного жилого помещения и будущей реализации его права, является неубедительным, поскольку о безусловном предоставлении Жукову И.С. жилого помещения и выполнении возложенных на Министерство обязанностей не свидетельствует.
Ссылка в жалобе на нарушение прав и законных интересов иных лиц (детей-сирот), поставленных на учет ранее истца, не может быть принят во внимание, поскольку в резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение Жукова И.С. жилой площадью в соответствии с Порядком предоставления лицам указанной категории благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденном Постановлением Правительства Ставропольского края от ... года N ... Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда ни мотивировочная, ни резолютивная части решения суда не содержат.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельствах, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах действующего законодательства. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", предусматривает, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Постановленное по настоящему гражданскому делу решение в обжалуемой части отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 мая 2014 года оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности Лобанович А.В., - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.