Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Берко А.В.,
судей Киселева Г.В., Калоевой З.А.,
с участием представителя истца Скиба Л.И. - Спириной Л.В.,
при секретаре Шевцовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Скиба Л.И. на решение Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 19 мая 2014 года, по гражданскому делу по иску Скиба Л.И. к администрации муниципального образования с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края об обязании предоставить во внеочередном, первоочередном порядке жилое помещение по договору социального найма,
заслушав доклад судьи Берко А.В.,
УСТАНОВИЛА:
Скиба Л.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что она состоит на учете у ответчика, как семья погибшего участника Великой Отечественной войны с ... г., и на протяжении ... лет ответчик не обеспечивает истца жильем. Решением Апанасенковского районного суда Ставропольского края от ... г. ответчик был обязан включить ее в Списки нуждающихся в жилом помещении (принятых на учет до ... г.) и имеющих право на жилищную субсидию на приобретение жилья по Указу Президента РФ N714 от 7.05.2008г. Министерством социального развития и занятости населения Ставропольского края истице разъяснено, что она не вправе получить субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета по ФЗ "О ветеранах", так как она не состояла на иждивении погибшего отца и не имеет права на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Истец просит учесть, что п. 3,23 Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984г. N335, было предусмотрено первоочередное предоставление в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма и аренды жилых помещений (отдельной квартиры на семью) членам семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести, в том числе, детям, не имеющим своих семей.
Учитывая изложенное, истец просила суд возложить обязанность на ответчика предоставить истице во внеочередном, первоочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м.
Решением Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 19 мая 2014 года в удовлетворении исковых требований Скиба Л.И. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Скиба Л.И. с состоявшимся решением районного суда не согласна, поскольку судом первой инстанции неверно определены юридически значимые обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом дана неправильная оценка представленным доказательствам. Полагает выводы суда в обжалуемом решении противоречащими положениям действующего законодательства. Просит решение суда от 19 мая 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Скиба Л.И. удовлетворить.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца Скиба Л.И. - Смирнову Л.В., поддержавшую требования апелляционной жалобы, просившую ее удовлетворить , проверив законность и обоснованность обжалованного судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (ст. 330 ГПК РФ).
Суд первой инстанции при разрешении настоящего гражданского дела неверно применил нормы материального закона, что повлекло постановление по делу незаконного и необоснованного судебного решения.
В силу пункта 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
При этом в части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди, то есть установил особый порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
Перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь, содержался в статье 36 Жилищного кодекса РСФСР. В указанной статье отсутствовало указание на первоочередное обеспечение жильем ветеранов боевых действий, однако в части 2 статьи 36 Жилищного кодекса РСФСР было прямо указано, что законодательством Российской Федерации возможность первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлена и другим категориям граждан, к которым, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", относились ветераны боевых действий. Вопросы вступления в силу Жилищного кодекса РФ и применения его к отношениям, возникшим до 1 марта 2005 года урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Согласно статьи 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 6 вышеуказанного Закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.
Пунктом 23 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилых условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" было предусмотрено первоочередное предоставление жилых помещений членам семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести, в том числе, детям, не имеющих своих семей.
Пунктом 3 Примерных правил предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма и на условиях аренды, как правило, в виде отдельной квартиры.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде предоставляются органами местного самоуправления.
Районный суд при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда, в процессе проверки решения по доводам апелляционной жалобы, установили, что решением исполкома Апанасенковского районного Совета народных депутатов N ... от ... г. был отведен земельный участок под строительство ... -хквартирного жилого дома в с. Дивное, ул. ... , площадью ... га за счет полного изъятии земельных участков домовладений по ул. ... (Скиба Л.И.) со сносом жилых домов, подсобных строений и фруктово-ягодных насаждений.
Решением исполкома Апанасенковского районного Совета народных депутатов N ... от ... г. были утверждены оценочные акты на оценку сносимых домов, согласно которого Скиба Л.И. полагалась компенсация в сумме ... руб.
Решением исполкома Апанасенковского районного Совета народных депутатов N ... от ... г. Скиба Л.И. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди с составом семьи - ... человека (мать Скиба А.Д.).
Решением Апанасенковского районного суда Ставропольского края от ... года бездействие администрации муниципального образования села Дивное Ставропольского края, выразившееся в непредоставлении Скиба Л.И. жилого помещения, признано незаконным, на администрацию возложена обязанность включить ее в список граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ... года и имеющих право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья.
До настоящего времени Скиба Л.И. не имеет своего жилья, проживает у родственников на протяжении ... лет, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Отказывая Скиба Л.И. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из возможности возникновения непосредственной обязанности у ответчика по предоставлению жилого помещения истцу (в том числе, на основании ст.49, ст.57 ЖК РФ, ст.6 ФЗ "О порядке введения в действие ЖК РФ), только после выполнения таких же обязанностей в отношении иных граждан, имеющих хронологический приоритет для реализации права, при отсутствии такой обязанности в настоящее время, и отсутствии оснований для удовлетворения данного иска.
Судебная коллегия находит, что данные выводы районного суда сделаны с существенным нарушением норм материального права, выразившимся в следующем.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Данная норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
При этом, федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При разрешении возникшего спора вышеприведенные положения статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации судом первой инстанции учтены не были, что привело к нарушению прав Скиба Л.И., обратившейся с требованием о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к полномочиям городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Из данного положения прямо следует, что именно на администрацию с. Дивное возложена обязанность предоставления жилых помещений лицам, которых они признали нуждающимися в жилых помещениях, в том числе, во внеочередном порядке.
Указом Президента РФ от 07.05.2008. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (с изменениями от 09.01.2010г.) установлена необходимость завершения обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов их семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Таких оснований судом первой инстанции установлено не было.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение вышеуказанных положений, представителем ответчика не было представлено суду доказательств того, что истица была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу подпункта 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" мерой социальной поддержки членов семей умерших инвалидов, участников ВОВ является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей умерших инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Соответственно, в силу 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" правом на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем члены семей участников Великой Отечественной войны могут воспользоваться только после их принятия и признания органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Сам по себе факт учета нуждающихся в улучшении жилищных условий означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, указом Президента Российской Федерации, Федеральным законом "О ветеранах" оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализация его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма за счет средств Федерального бюджета.
Доказательств, что истица имеет какое-либо жилое помещение для проживания, и оно пригодно для проживания, суду не было представлено ответчиком.
Как уже отмечено выше, федеральное законодательство не ставит право граждан на получение жилого помещения вне очереди в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих аналогичное право и от времени принятия на учет нуждающихся, от дефицитности муниципального бюджета.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Скиба Л.И. об обязании предоставить во внеочередном, первоочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.
Тем не менее, установленные в подпункте "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" и пункте 2 части 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" размеры общей площади жилья применяются только для определения размера причитающихся соответствующим категориям граждан социальных выплат в целях обеспечения их жильем и не регулируют правоотношения, связанные с признанием граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений и, в частности, с установлением учетной нормы жилой площади.
Указанная правовая позиция сформулирована Верховным Судом РФ в его определении от 03 апреля 2013 года N 5-АПГ13-9.
В соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установление учетной нормы относится к компетенции органа местного самоуправления.
Таким образом, введение законом субъекта Российской Федерации значения учетной нормы осуществлено в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в области жилищного законодательства, предусмотренных статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона, однако ни федеральными законами, ни указами Президента Российской Федерации не установлена иная учетная норма для инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
При таком положении, поскольку установление учетной нормы жилой площади относится к компетенции органа местного самоуправления, исковые требования Скиба Л.И. в части требований о предоставлении жилой площади по договору социального найма не менее ... кв.м., не подлежат удовлетворению. Данная площадь не предусмотрена ни федеральным законодательством, ни законодательством на уровне субъекта РФ.
Доводы апелляционной жалобы об отмене состоявшегося решения суда от 19 мая 2014 года заслуживают внимания, поскольку содержат правовые основания для его отмены, подлежат удовлетворению.
Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", предусматривает, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Постановленное по настоящему гражданскому делу решение не отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 19 мая 2014 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Скиба Л.И. к администрации муниципального образования с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края предоставить истице Скиба Л.И. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, в соответствии с порядком и нормами, предусмотренными Жилищным Кодексом Российской Федерации.
Апелляционную жалобу истицы Скиба Л.И. удовлетворить в части.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.