Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Переверзевой В.А.,
судей краевого суда Гедыгушева М.И., Медведевой Д.С.
с участием прокурора ФИО11 .
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 сентября 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя ответчика министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности ФИО6 на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 30 мая 2014 года по гражданскому делу по иску прокурора Новоалександровского района Ставропольского края в защиту жилищных прав и интересов ФИО1 к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, Администрации Новоалександровского района Ставропольского края о возложении обязанности предоставить специализированное жилье и заключить договор социального найма,
заслушав доклад судьи Гедыгушева М.И.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Новоалександровского района Ставропольского края обратился с вышеуказанным иском в защиту прав и интересов ФИО1 к министерству строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края, Администрации Новоалександровского района Ставропольского края о возложении обязанности предоставить специализированное жилье и заключить договор социального найма, указав в его обоснование, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушениях ее жилищных прав. По решению Новоалександровского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ ее мать ФИО7 лишена родительских прав в отношении ФИО1 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В настоящее время ФИО1 проживает по адресу: "адрес" и собственного жилья не имеет.
Согласно информации Министерства образования Ставропольского края ФИО1 включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В ходе проверки установлено, что до настоящего времени ФИО1 специализированным жилым помещением не обеспечена. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в прокуратуру Новоалександровского района с просьбой обратиться в суд с исковым заявлением в защиту его жилищных прав, поскольку он нуждается в специализированном жилье.
Истец просил обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить ФИО1 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке "адрес" края специализированное жилое помещение на территории Новоалександровского муниципального района не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения; обязать администрацию Новоалександровского муниципального района Ставропольского края заключить с ФИО1 договор социального найма специализированного жилого помещения на 5 лет не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.
Обжалуемым решением суда от 30 мая 2014 года исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Суд обязал Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить ФИО1 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке "адрес" края специализированное жилое помещение на территории Новоалександровского муниципального района.
В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Не согласившись с принятым решением суда представитель ответчика по доверенности ФИО6 подал апелляционную жалобу.
Мотивируя доводы жалобы, заявитель указала, что судом нарушены нормы процессуального права, предусмотренные статьёй 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле и примирение сторон. В целях исполнения норм, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также в соответствии с нормами Закона Ставропольского края N 7-кз разработан Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013г. N 240-п. Однако суд не принял во внимание то обстоятельство, что ФИО8 обратилась в министерство с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края лишь ДД.ММ.ГГГГ и в журнале учета заявление зарегистрирована под номером триста девяносто один. Тогда как согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края (пункт 6 Порядка). Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в Журнале регистрации до ФИО13 .
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав прокурора просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что по решению Новоалександровского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ года. ФИО7 лишена родительских прав в отношении ФИО1 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В настоящее время ФИО1 проживает по адресу "адрес" и собственного жилья не имеет.
Согласно информации Министерства образования Ставропольского края ФИО1 включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В ходе прокурорской проверки установлено, что до настоящего времени ФИО1 специализированным жилым помещением не обеспечена.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края подано письменное заявление о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истице жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не предоставлялось. Право истицы получить жилое помещение, предоставляемое по договору найма специализированного жилого помещения, ответчиками не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что истица имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.
Постановлением Правительства СК от 20.06.2013г. N 240-п утвержден порядок предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Принимая во внимание положения приведенных норм права, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края.
Ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы не может быть принят во внимание.
Ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Нормами раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению. Толкование ответчиками норм правовых актов обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Ставропольского края.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение "данные изъяты" районного суда города Ставрополя от 30 мая 2014 года оставить без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.