Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Ситьковой О.Н.
судей Мясникова А.А., Шетогубовой О.П.
с участием прокурора Ледовской Н.В.
при секретаре судебного заседания Николаевой С.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в лице полномочного представителя Кругловой А.Н.
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 28 мая 2014 года, по иску прокурора Александровского района Ставропольского края в интересах Самсоненко В.Е. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Мясникова А.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Александровского района Ставропольского края в интересах Самсоненко В.Е. обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Александровского района проведена проверка по обращению Самсоненко В.Е. о нарушениях его жилищных прав. По результатам проверки прокуратурой установлено, что Самсоненко В.Е. ... г.р. является сиротой. Решением Александровского районного суда от 24.06.2006 г. его мать Самсоненко Т.П. в отношении него лишена родительских прав, что подтверждается копией решения Александровского районного суда. В свидетельстве о рождении отец записан со слов матери. Самсоненко В.Е. ничего не известно о его существовании. На основании постановления Главы администрации Александровского муниципального района от 05.07.2006 года N 130 несовершеннолетний Самсоненко В.Е. был определен в Государственное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом "Надежда" п. ...
На основании решения Александровского районного суда от 12.09.2012г., Постановлением главы администрации Александровского муниципального района от 26.10.2012 г. N 766 Самсоненко В.Е. учтен в качестве нуждающегося в получении жилой площади.
Согласно информации Министерства образования Ставропольского края Самсоненко В.Е. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени Самсоненко В.Е. жилым помещением не обеспечен.
Просит суд обязать ответчика предоставить Самсоненко В.Е. по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Александровского муниципального района Ставропольского края, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 28 мая 2014 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Самсоненко В.Е. по договору найма специализированное жилое помещение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Круглова А.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Александровского района отказать в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ ( в редакции от 25.11 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела Самсоненко В.Е. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Постановлением главы администрации Александровского района от 26.10.2012 года N 766 Самсоненко В.Е. признан нуждающемся в жилых помещениях, этим же постановлением принят и включен в льготную очередь по списку детей-сирот, оставшихся без попечения родителей под N 43. была поставлена на регистрационный учет для предоставления жилой площади.
Следовательно, у Самсоненко В.Е. как нуждающемуся в жилом помещении (после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания, а также достижения совершеннолетия), возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Изменение порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может ограничить право данного лица на получение данного жилья.
Действующим законодательством на министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц.
Таким образом, суд обоснованно возложил на министерство строительства, архитектуры жилищно-коммунального хозяйства СК, администрацию муниципального района обязанность по обеспечению жилым помещением Самсоненко В.Е.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда от 28 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.