Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Переверзевой В.А.,
судей Медведевой Д.С., Гедыгушева М.И.,
с участием прокурора Дремовой М.Д.,
при секретаре Сафарове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в лице полномочного представителя Лобанович А.В.
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 02 июня 2014 года,
по иску прокурора Александровского района в защиту жилищных прав и интересов Чырагалиева Е.И. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности предоставить специализированное жилье и заключить договор найма специализированного жилья,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Александровского района Ставропольского края в защиту жилищных прав и интересов Чырагалиева Е.И. обратился в суд с иском, в котором просил обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Чырагалиеву Е.И. специализированное жилое помещение на территории Александровсокго муниципального района по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка по заявлению Чырагалиева Е.И., ... года рождения о нарушении его прав. Проверкой установлено, что Чырагалиев Е.И. является сиротой. Решением Александровского районного суда от 178.05.2005 г. его мать Чырагалиева С.Т. в отношении него лишена родительских прав, отца у Чырагалиева Е.И. нет. На основании постановления главы администрации Александровского сельсовета от 28.06.2000 г. N 304 над несовершеннолетним Чырагалиевым Е.И. установлена опека, опекуном назначена Чырагалиева С.Ш. Постановлением главы администрации Александровского муниципального района от 30.07.2010 г. N 358 Чырагалиев Е.И. учтен в качестве нуждающегося в получении жилой площади. 24.12.2012 г. отделом опеки и попечительства администрации Александровского муниципального района в Министерство образования Ставропольского края предоставлены сведения о включении Чырагалиева Е.И. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Данный список направлен в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Чырагалиев Е.И. 30.06.2012 г. окончил Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт" г.Невинномысска. 06.03.2014 г. Чырагалиев Е.И. обратился в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с письменным заявлением. Однако, в нарушение действующего законодательства до настоящего времени Чырагалиев Е.И. жилым помещением не обеспечен.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 02 июня 2014 года исковые требований прокурора Александровского района в защиту жилищных прав и интересов Чырагалиева Е.И. удовлетворено. Суд обязал Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Чырагалиеву Е.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе полномочный представитель ответчика Лобанович А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Александровского района отказать в полном объеме. Указывает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что Чырагалиев Е.И. обратился в министерство с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда СК 06 марта 2014 года и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером ... Тогда как согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства у указанных лиц в границах coответствующего муниципального района или городского округа СК. Таким образом, выводы суда о том, что предоставления жилья указанной категории не ставится в настоящее время в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, не соответствуют действующему в настоящее время законодательству, так как первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Чырагалиева Е.И.
Возражений на апелляционную жалобу ответчика не поступило.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. В силу положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав прокурора Дремову М.Д., считавшую решение суда не подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ ( в редакции от 25.11 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела Чырагалиев Е.И. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Постановлением главы администрации Александровского муниципального района от 30.07.2010 г. N 358 Чырагалиев Е.И. учтен в качестве нуждающегося в получении жилой площади.
24.12.2012 г. отделом опеки и попечительства администрации Александровского муниципального района в Министерство образования Ставропольского края предоставлены сведения о включении Чырагалиева Е.И. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Данный список направлен в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Следовательно, у Чырагалиева Е.И. как нуждающегося в жилом помещении (после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания, а также достижения совершеннолетия), возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, по постановлению главы местной администрации он был поставлена в июле 2013 г. в льготную очередь на получение жилья. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Изменение порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может ограничить право данного лица на получение данного жилья.
Действующим законодательством на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК определено уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц.
Таким образом, суд обоснованно возложил на Министерство строительства, архитектуры жилищно-коммунального хозяйства СК, администрацию муниципального района обязанность по обеспечению жилым помещением Чырагалиева Е.И.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 02 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в лице полномочного представителя Лобанович А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.