Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С. при секретаре Дубровской Я.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу гражданина *** Османа М. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 03.04.2013 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении заявителя,
УСТАНОВИЛА:
03 апреля 2013 года инспектором УФМС России по Пермскому краю С. в отношении гражданина *** Османа М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Из протокола об административном правонарушении следует, что 03.04.2013 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Пермь, **** было выявлено, что Осман М. , дата рождения, являясь иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации, въехал в Российскую Федерацию 12.10.2012 по однократной обыкновенной визе серии ** N ** сроком действия с 03.10.2012 до 29.11.2012 (приглашающая сторона ГБОУ ВПО *** , цель - учеба). В нарушение п.1 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации) своевременно, в срок с 30.11.2012 Осман М. не выехал с территории Российской Федерации, документов, подтверждающих право пребывания (проживания) на территории России, не имеет, то есть с 30.11.2012 до 03.04.2013 уклонился от выезда с территории Российской Федерации.
Определением начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Пермскому краю Д. от 03.04.2013 дело об административном правонарушении в отношении Османа М. передано на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Перми.
При рассмотрении дела в районном суде Осман М. не отрицал, что пребывает на территории Российской Федерации после истечения срока действия визы, не учится, ждет вступительных экзаменов в медицинскую академию.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 03.04.2013 Осман М. , дата рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации с содержанием в Центре для содержания иностранных граждан при Управлении МВД России по г. Перми до исполнения решения о выдворении.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Осман М. просит изменить постановление районного суда, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения. Уклонение от выезда из России было связано не с нежеланием выехать из России, а в связи со сложившейся политической обстановкой в **** . Находясь в России, заявитель фактически стал беженцем, решил обратиться в УФМС России по Пермскому краю с ходатайством о предоставлении статуса беженца. 03.04.2013 Осман М. с подготовленным ходатайством о предоставлении статуса беженца направился в УФМС России по Пермскому краю. В момент обращения с ходатайством в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении. Полагает, что данная практика противоречит нормам международного права в вопросах защиты беженцев и законодательству Российской Федерации о беженцах. Осман М. не может быть подвергнут выдворению, так как на законном основании пытается легализовать свое правовое положение в России.
В судебном заседании в краевом суде Осман М. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил изменить постановление, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Указал на то, что желает продолжать учиться в учебном заведении на территории Российской Федерации, имеет возможность выехать самостоятельно.
Защитник адвокат Филиппенко В.А., назначенный определением судьи краевого суда от 18.04.2013 и действующий на основании ордера от 18.04.2013 N ** , поддержал позицию Османа М.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда не усматриваю.
В соответствии с ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, гражданин *** Осман М. въехал на территорию Российской Федерации 12.10.2012 по обыкновенной однократной визе (учебной), выданной 03.10.2012, сроком действия до 29.11.2012. Срок действия визы не продлевался, следовательно, Осман М. обязан был выехать за пределы России в срок до 30.11.2013. Между тем данную обязанность Осман М. не исполнил, чем нарушил правила пребывания в Российской Федерации. Допущенное нарушение было выявлено 03.04.2013 и Османом М. не оспаривалось. При составлении протокола об административном правонарушении Осман М. указал, что из учебного заведения был отчислен в ноябре 2012 года, в г. Пермь приехал для учебы в январе 2013 года.
Принимая решение по делу об административном правонарушении, судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении Османом М. административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства: протокол об административном правонарушении от 03.04.2013, объяснение, копия паспорта и иные имеющиеся в деле доказательства, подтверждают тот факт, что после 29.11.2013 пребывание Османа М. на территории Российской Федерации законных оснований не имеет.
Обстоятельства дела были установлены судьей в полном объеме, в вынесенном постановлении приведены нормы миграционного законодательства, нарушение которых было допущено Османом М.
Назначенное Осману М. наказание соответствует степени тяжести совершенного им административного правонарушения. Вывод судьи о наличии оснований для назначения Осману М. дополнительного наказания, связанного с выдворением из Российской Федерации, должным образом мотивирован, основан на обстоятельствах данного дела, сделан с учетом необходимости соблюдения баланса государственных и личных интересов. При назначении Осману М. наказания приняты во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, длительное время пребывающего на территории Российской Федерации без законных оснований, не имеющего законных оснований для трудоустройства. Доказательства наличия законного источника получения денежных средств отсутствуют.
Относительно доводов жалобы, то Осман М. какие-либо доказательства обращения в установленном порядке о признании его беженцем не представил. Представитель УФМС России по Пермскому краю Л. пояснил, что такое заявление Осман М. не подавал.
Доводы, которые могли бы опровергают изложенные в постановлении районного суда от 03.04.2013 выводы о наличии в действиях Османа М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, либо свидетельствующие о наличии по делу смягчающих административную ответственность Османа М. обстоятельств, не приводятся.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Османа М. допущено не было.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Между тем, в нарушение требований ч. 4 ст. 3.10 КоАП РФ при назначении в качестве дополнительного административного наказания административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации судьей не разрешен вопрос о порядке его выдворения.
Поскольку в соответствии с положением ч.5 ст. 3.10 КоАП РФ в целях исполнения назначенного иностранному гражданину административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации судья применил к нему содержание в специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, которое предполагает принудительный порядок выдворения, и учитывая, что определение порядка выдворения за пределы Российской Федерации не свидетельствует об ужесточении наказания, резолютивная часть постановления судьи на основании п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит изменению.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 03.04.2013 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Османа М. изменить, изложив абзац первый резолютивной части постановления в следующей редакции:
"Османа М. , дата рождения, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации.
В целях исполнения назначенного административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации поместить Османа М. в специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке Центра по исполнению административного законодательства Управления МВД России по г. Перми".
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу Османа М. - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья - Е. С. Филатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.