Решение Пермского краевого суда от 22 апреля 2014 г. по делу N 12-190/2014
Судья Пермского краевого суда Няшин В.А., рассмотрев 22 апреля 2014 года в судебном заседании в г. Перми жалобу Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница ЗАТО Звездный Пермского края" на постановление судьи Пермского районного суда Пермского края от 3 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 ст.19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В период с 04 декабря 2013 г. по 26 декабря 2013 г. в ходе проведения плановой выездной проверки Министерства здравоохранения Пермского края с целью исполнения утвержденного плана проверок на 2013 год МБУЗ Городская больница ЗАТО Звездный место нахождения юридического лица: **** комиссией в ходе осмотра мест осуществления деятельности по адресам: **** (стационар); **** (поликлиника); **** , МБДОУ ЦРР "Детский сад N ** "; **** , МБОУ СОШ ЗАТО Звёздный был обнаружен ряд нарушений. Перечень нарушений содержится в акте проверки и протоколе об административном правонарушении N ** от 26.12.2013 г. В частности, было установлено, что медицинская деятельность осуществляется с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий в части п. п. "а", "б", пункта 4, п.п. "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N291. В нарушение требований п.п."а" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 выявлено отсутствие у лицензиата зданий, строений, сооружений и (или) помещений принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям. Установлено отсутствие принадлежащих соискателю лицензии (лицензиату) на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.
Дело об административном правонарушении было передано на рассмотрение по подведомственности в Пермский районный суд Пермского края.
Постановлением судьи указанного суда Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
В жалобе учреждение просит об отмене постановления, указывая, что выявленные при проверке нарушения не являются грубыми. В материалах дела отсутствуют доказательства, что в результате допущенных медицинским учреждением нарушений возникла угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В судебном заседании в краевом суде /должность/ МБУЗ Городская больница ЗАТО Звездный Пермского края С. и защитник Захаров А. С. жалобу поддержали.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья краевого суда не находит оснований для отмены постановления судьи районного суда. Вместе с тем, усматриваются основания для его изменения, в части назначенного наказания.
В соответствии с ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 11 ст. 19 Федерального закона Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан.
В соответствии с п. б Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Согласно подпунктам "а", "б" пункта 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
При вынесении постановления судья районного суда пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что обстоятельства данного дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении Учреждением административного правонарушения, выразившегося в нарушении им требований законодательства о лицензировании медицинской деятельности в части несоблюдения правил (п.п. "б" п.5 Положения о лицензировании), ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Судья обоснованно отметил, что невыполнение Учреждением требований к порядку оказания медицинской помощи не обеспечивает качество медицинской помощи и создает угрозу причинения вреда здоровью. Нарушение ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (медицинская помощь оказывается в соответствии с порядками медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями) ист. 10 (качество медицинской помощи обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи).
Допущенное правонарушение подтверждается следующими доказательствами: приказом Министерства здравоохранения Пермского края "О проведении плановой выездной проверки МБУЗ Городская больница ЗАТО Звездный Пермского края", с копией которого /должность/ М. ознакомлен 26.11.2012 года; актом проверки Министерства здравоохранения Пермского края N43 от 26.12.2013 года согласно которому при проведении проверки установлено, что медицинская деятельность МБУЗ Городская больница ЗАТО Звездный осуществляется с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий в части п.п. "а, б" п. 4 и п."а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года N291; протоколом об административном правонарушении N ** от 26.12.2013 года, в котором представитель МБУЗ Городская больница ЗАТО Звездный Пермского края М. указал, что с нарушениями частично не согласен; копией лицензии МБУЗ Городская больница ЗАТО Звездный Пермского края на осуществление медицинской деятельности; другими собранными по делу доказательствами.
Всем собранным по делу доказательствам судьей дана надлежащая оценка и сделан обоснованный вывод о том, что указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения требований законодательства о лицензировании медицинской деятельности подтверждены достоверными доказательствами.
Судья также отметил, что проверка в отношении Учреждения была проведена на законных основаниях, с соблюдением процедуры уведомления о ее проведении и непосредственно самой проверки, в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Судья правильно отметил, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 4 и подпунктом "а" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". При этом, в ходе проведения проверки в отношении МБУЗ Городская больница ЗАТО Звездный Пермского края, согласно акта проверки и протокола об административном правонарушении, а также других материалов по делу, установлено, что юридическим лицом допущен ряд грубых нарушений Положений о лицензировании медицинской деятельности, а также ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Вместе с тем, является ошибочным вывод судьи о доказанности нарушения заявителем требований п.8 Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 ноября 2004 года N 179, поскольку он регламентировал порядок оказания скорой помощи станциями скорой помощи, к числу которых Учреждение не относится. На момент рассмотрения дела судьей указанный нормативный правовой акт не действовал. В действующем в настоящее время Порядке оказания скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 20 июня 2013 года N 388 указание на наличие помещений для приема амбулаторных больных и хранения медицинского оснащения носит рекомендательный характер. Отмену постановления указанное обстоятельство не влечет, поскольку иные нарушения, перечисленные в протоколе подтверждены доказательствами.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления не имеется.
Вместе с тем, довод жалобы о том, что в данном случае имелись основания для назначения наказания ниже низшего предела, установленного санкцией части 3 ст.19.20 КоАП РФ, заслуживают внимания. В данном случае, следует учитывать указания, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда РФ N4-П о 25 февраля 2014 года, согласно которым, установленные Кодексом размеры штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно - деликтного законодательства запретов. Применительно к данному делу, с учетом его конкретных обстоятельств, следует сделать вывод о том, что наложение на учреждение виде административного штрафа в размере 100 000 рублей не соотносится с характером и степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, является чрезмерным. Учреждение является бюджетным, сметой его расходов не предусмотрены расходы на выплату штрафа в столь значительном размере. Принудительное взыскание с него штрафа в таком размере может негативно повлиять на процесс осуществления им медицинской деятельности.
При таких обстоятельствах, по мнению судьи краевого суда, разумный сдерживающий эффект, необходимый для соблюдения находящихся под защитой административно - деликтного законодательства запретов, в данном конкретном случае, будет достигнут в результате наложения на учреждение наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья краевого суда
РЕШИЛ:
постановление судьи Пермского районного суда Пермского края от 3 марта 2014 года изменить.
Резолютивную часть абзаца первого постановления изложить в следующей редакции -- Признать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница ЗАТО Звездный Пермского края" ( **** , виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.З ст.19.20 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей в доход государства.
Судья - Няшин В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.