Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу Мерзляковой Т.П. на постановление заместителя главного государственного инспектора Чайковского и Еловского муниципальных районов по пожарному надзору К. от 16.01.2013 и решение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 11.03.2013 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с распоряжением главного государственного инспектора Чайковского и Еловского муниципальных районов по пожарному надзору от 29.10.2012 N ** в отношении товарищества собственников жилья " *** ", расположенного по адресу: **** , в период с 06.11.2012 по 12.11.2012 была проведена плановая выездная проверка для контроля соблюдения требований пожарной безопасности.
По результатам данной проверки составлены акт проверки N ** от 12.11.2012, протокол N ** от 10.01.2013 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, протокол N ** от 10.01.2013 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.20.4 КоАП РФ, и протокол N ** от 10.01.2013 об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Согласно протоколу N ** должностное лицо - председатель правления ТСЖ " *** ", осуществляющего совместное управление комплексом недвижимого имущества в доме, обеспечение эксплуатации, а также владение, пользование и распоряжение общим имуществом в доме, расположенном по адресу: **** , Мерзлякова Т.П. допустила нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1. прибор приемно-контрольный и управления установлен в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство (консьержа), в котором отсутствует естественное освещение (п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п.13.14.12 Свода правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования");
2. не обеспечено возвращение кабины пассажирского лифта на основную посадочную площадку (или назначенный этаж), открытие и удержание в от крытом положении дверей кабины и шахты лифта, по сигналу, поступающему от системы автоматической пожарной сигнализации (п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, ст. 140 Федерального закона N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ Р 52383-2005 "Лифты. Пожарная безопасность").
Протокол N ** об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.20.4 КоАП РФ, составлен в отношении Мерзляковой Т.П. как председателя правления ТСЖ " *** " за непроведение проверки работоспособности сети внутреннего противопожарного водопровода в 2012 году в нарушение п.55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
В соответствии с протоколом N ** председателем правления ТСЖ " *** " Мерзляковой Т.П. по указанному выше адресу допущены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1. не обеспечен выход из лестничной клетки типа HI (незадымляемая лестничная клетка с входом в лестничную клетку с этажа через наружную воздушную зону по открытым переходам) непосредственно наружу; выход из лестничной клетки типа HI ведет наружу через тамбур, к которому примыкает холл (при этом тамбур не отделен от примыкающего холла противопожарными перегородками 1-го типа; сообщение лестничной клетки с тамбуром не устроено через воздушную зону) (п. 33 Правил, п.6.34 СНиП 21-01-97*, п.5.4.14 Свода правил СП 1.13130.2009);
2. установлен запор, не обеспечивающий возможность его свободного открывания изнутри без ключа, на дверях эвакуационного выхода, ведущего из тамбура непосредственно наружу (п.35 Правил);
3. одним шлейфом пожарной сигнализации с ручными пожарными извещателями оборудована зона контроля, включающая в себя 16 этажей ( п.61 Правил, п. 13.2.1 Свода правил СП 5.13130.2009);
4. кровля из горючих материалов не защищена негорючими материалами на расстоянии не менее 2 м от края выбросного отверстия системы вытяжной противодымной вентиляции (выброс продуктов горения в атмосферу предусмотрен на высоте менее 2 м от кровли) ( п.61 Правил, п. 7.10 свода правил СП 7.13130.2009);
5. не обеспечено открытие дымового клапана в коридоре только на этаже пожара от сигналов автоматической пожарной сигнализации (допущено открытие дымовых клапанов в коридорах на всех этажах) (п.61 Правил, п. 12.4 СНиП 41-01-2003, п.7.19 Свода правил СП 7.13130.2009).
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Чайковского и Еловского муниципальных районов по пожарному надзору К. от 16.01.2013 за N ** Мерзлякова Т.П. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Мерзлякова Т.П. обратилась в Чайковский городской суд Пермского края с жалобой на данное постановление, просила его отменить.
Решением судьи Чайковского городского суда Пермского края от 11.03.2013 постановление от 16.01.2013 оставлено без изменения, жалоба Мерзляковой Т.П. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Мерзлякова Т.П. просит отменить вынесенные по делу об административных правонарушениях постановление должностного лица и решение судьи городского суда. Доводы жалобы сводятся к несогласию с указанными в протоколах об административных правонарушениях нарушениями требований пожарной безопасности. Здание проектировалось и строилось без учета необходимости организации пожарного поста или диспетчерского пункта, таким образом, согласно проектной документации многоквартирного жилого дома обеспечить наличие естественного освещения невозможно. Свод правил СП 5.13130.2009 регулирует устройство систем пожаротушения исключительно на стадии проектирования, а не эксплуатации этих систем. Свод правил вступил в силу в 2009 году, то есть после завершения проектирования системы. Требования ст. 140 Федерального закона N123-Ф3 распространяются на лифты, в совокупности обладающие двумя свойствами: автоматически открывающиеся двери и скорость движения лифта более 1 метра в секунду. Скорость движения лифта при проведении проверки не устанавливалась, между тем, она составляет менее метра в секунду. Правила о двукратной ежегодной проверке установлено Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, вступившими в силу 02.05.2012. В соответствии с планом противопожарных мероприятий ТСЖ " *** " от января 2012 года проверка была запланирована на декабрь 2012 года, проведена. Годовой период следует считать со дня вступления в действие указанных Правил. Нормы, устанавливающие требования о необходимости обеспечения выхода из лестничной клетки типа HI непосредственно наружу, о необходимости установки запоров на дверях эвакуационных выходов, обеспечивающих их свободное открывание изнутри без ключа, вступили в действие в 1997 и 2009 годах, то есть позднее, чем был проектирован и построен дом. Пунктом 12.4 СНиП 41-01-2003, п. 7.19 Свода правил СП 7.13130.2009 не предусмотрено требование об обеспечении открытия дымового клапана только на этаже пожара от сигналов автоматической пожарной сигнализации. Устанавливается лишь требование о том, чтобы в зоне задымления эти клапаны открывались. Указывая на проведение в доме ТСЖ капитального ремонта, суд не учел, что в составе работ, которые проводились в ходе ремонта, монтаж противопожарной системы не предусматривался.
При рассмотрении жалобы в краевом суде Мерзлякова Т.П ... извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не участвовала.
От представителя Главного управления МЧС России по Пермскому краю К1. поступил отзыв, в котором он просит отказать Мерзляковой Т.П. в удовлетворении ее жалобы.
Изучив материалы дела об административных правонарушениях, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно ч.3 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Часть 4 ст.20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в виде административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ч.1 ст.38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В зависимости от способа управления многоквартирным домом обязанность по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности, может быть возложена на товарищество собственников жилья (ст.162 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья (ТСЖ), жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к указанной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Отказывая в удовлетворении жалобы об отмене постановления по делам об административных правонарушениях, судья городского суда пришел к правильному выводу о том, что обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении Мерзляковой Т.П. административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что при проведении 06.11.2012, 09.11.2012, 12.11.2012 государственным инспектором Чайковского и Еловского муниципальных районов по пожарному надзору К2. плановой проверки ТСЖ " *** " по адресу: **** , председателем правления которого является Мерзлякова Т.П., установлено нарушение данным должностным лицом требований пожарной безопасности.
Плановая выездная проверка проведена должностным лицом органа государственного пожарного надзора на основании распоряжения главного государственного инспектора Чайковского и Еловского муниципальных районов по пожарному надзору. Копия распоряжения получена Мерзляковой Т.П. 29.10.2012 года, то есть заблаговременно до начала проведения проверки. Основанием проведения плановых проверочных мероприятий послужил ежегодный план проведения плановых проверок. Нарушения положений Федерального закона 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении выездной плановой проверки ТСЖ " *** ", в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, не установлены.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 12.11.2012 за N230, в котором изложены выявленные нарушения со ссылкой на нарушение конкретных норм и правил, регламентирующих требования, предъявляемые к пожарной безопасности.
Факт совершения административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.ч. 1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ подтверждается указанным актом, протоколами об административном правонарушении, иными документами. Выводы должностного лица государственного органа пожарного надзора, судьи городского суда о наличии в действиях Мерзляковой Т.П. составов вмененных административных правонарушений являются правильными.
Доводы настоящей жалобы по своему содержанию повторяют доводы жалобы на постановление от 16.01.2013, являвшейся предметом рассмотрения в Чайковском городском суде Пермского края. Доводы жалобы проверены судьей городского суда в полном объеме, им дана надлежащая оценка, выводы о необоснованности жалобы должным образом мотивированы с приведением нормативных актов, в том числе, действовавших на момент проектирования как системы дымоудаления, так и системы пожарной сигнализации, проектирования здания (в части требований к лифтам (указывая на скорость установленного лифта менее 1 м в секунду, заявитель соответствующие доказательства не приводит)). Судьей городского суда правильно, со ссылкой на положения ч.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" принят во внимание факт проведения в 2010 году в доме N ** по ул. **** капитального ремонта, по проекту которого также были запланированы управление лифтами здания при срабатывании системы пожарной сигнализации, пожарная сигнализация 403-ПС, автоматизация вентиляции 403-АОВ с соблюдением, в том числе, указанных выше сводов правил.
С учетом изложенного указание Мерзляковой Т.П. на то, что дом введен в эксплуатацию до принятия нормативных правовых актов, нарушение требований которых вменено заявителю в протоколах об административных правонарушениях, не может быть принято во внимание.
Кроме того, согласно ч.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. Ввиду того, что в жилом доме по адресу: **** установлено наличие нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которые вследствие возможного возникновения пожара могут привести к угрозе жизни и здоровью людей, на них распространяется действие требований пожарной безопасности, установленных названными правовыми актами.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 22.07.2008 N123-Ф3 каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (ст.6 закона).
Пожарный риск - это мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и её последствий для людей и материальных ценностей (п.28 ст.2 названного Федерального закона).
Из материалов дела видно, что на момент проведения выездной плановой проверки, доказательства, подтверждающие соответствие объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности отсутствовали.
Поскольку Мерзлякова Т.П. является председателем правления ТСЖ " *** ", следовательно, она является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в жилом доме, в котором создано данное товарищество собственников жилья. Доказательства, подтверждающие, что Мерзляковой Т.П. были предприняты все необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в жилом доме по адресу: **** , не представлены.
Административное наказание назначено Мерзляковой Т.П. по правилам, предусмотренным ст. ст. 4.1, 4.4 КоАП РФ, в минимальном размере. Оснований для освобождения Мерзляковой Т.П. от административной ответственности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенные административные правонарушения с учетом объема и характера допущенных нарушений требований пожарной безопасности не могут быть признаны малозначительными.
Процессуальные нарушения, которые могли бы повлиять на законность привлечения Мерзляковой Т.П. к административной ответственности, не допущены.
При таких обстоятельствах основания для отмены либо изменения постановления от 16.01.2013, решения от 11.03.2013 отсутствуют.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
Постановление главного государственного инспектора Чайковского и Еловского муниципальных районов по пожарному надзору от 16.01.2013, решение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 11.03.2013 оставить без изменения, жалобу Мерзляковой Т.П. - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья - Е. С. Филатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.