Решение Пермского краевого суда от 29 января 2014 г. по делу N 12-54/2014
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С. при секретаре Татарских К.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника адвоката Агадуллина Р.И. на постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 15.01.2014 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Назарова Э.М.
УСТАНОВИЛА:
15.01.2014 инспектором УФМС России по Пермскому краю в отношении гражданина Республики *** Назарова Э.М. оглы составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.18.8 КоАП РФ, согласно которому Назаров Э.М., прибывший в Российскую Федерацию 15.09.2013 и состоявший на миграционном учете по адресу: **** сроком с 17.09.2013 до 14.12.2013, получил 28.11.2013 патент сроком действия 3 месяца, на основании которого ему был продлен срок временного пребывания на территории Российской Федерации до 27.02.2014, и в нарушение ч.2 ст.9 Федерального закона N109-ФЗ от 18.07.2006 "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не сообщил в установленном п.42 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации", порядке изменившиеся сведения об иностранном гражданине. Таким образом, Назаров Э.М. оглы, являясь иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации, нарушил режим проживания в Российской Федерации, правила миграционного учета. Поскольку ранее по постановлению от 12.04.2013 Назаров Э.М. оглы привлекался к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, допущенное нарушение квалифицировано как повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1 и 2 ст.18.8 КоАП РФ.
Постановлением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 15.01.2014 Назаров Э.М. оглы, 13.03.1979 года рождения, уроженец и гражданин Республики *** проживающий по адресу: **** , признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник адвокат Агадулли Р.И., действующий на основании ордера, просит данное постановление отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях Назарова Э.М. оглы состава административного правонарушения. Полагает, что судом ошибочно применены положения ч.2 ст.9 Федерального закона N109-ФЗ, поскольку статья 9 устанавливает перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством РФ. Пункт 42 постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N9 возлагает на принимающую сторону или иностранного гражданина обязанность при изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных п.п. 1 - 9 и 12 ч.1 ст.9 вышеназванного Федерального закона, в течение трех рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы, представив письменное заявление произвольной формы с приложением, в случаях, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 ст.22 Федерального закона. Заявитель со ссылкой на нормы закона указывает на то, что срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; в этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. Назаров Э.М. оглы законно находился на территории Российской Федерации, прибыл в порядке, не требующем получения визы, в установленном порядке обратился в территориальный орган миграционного учета с заявлением о выдаче патента на работу, уплатил фиксированные авансовые платежи, после чего территориальный орган миграционного учета выдал ему патент на право работы. Срок действия патента продлен на три месяца. Закон прямо предусматривает отсутствие необходимости в этом случае обращения в территориальный орган в сфере миграции, так как патент иностранному гражданину выдается самим территориальным органом миграционного учета.
В судебном заседании Назаров Э.М. оглы, защитник Агадуллин Р.И. на удовлетворении жалобы настаивают по ее доводам, дополнительно указывают на то, что Назаров Э.М. оглы длительное время проживает с фактической супругой Т., имеют намерение зарегистрировать брак.
Заслушав Назарова Э.М. оглы, Агадуллина Р.П., изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав в качестве свидетеля Т., прихожу к следующему.
Части 1 и 2 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, и нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий.
В соответствии с ч.4 ст. 18.8 КоАП РФ повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона (п.5 данной статьи).
Пункт 1 ст. 13.3 приведенного Федерального закона предусматривает возможность привлечения гражданами Российской Федерации к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п.5 ст. 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Часть 1 ст.9 Федерального закона от 18.07.2006 N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" устанавливает перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, к которым относятся заявленные сроки пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации.
Согласно ч.2 приведенной статьи в случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из п.42 утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N9 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, при изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных п.п. 1 - 9 и 12 ч. 1 статьи 9 Федерального закона, принимающая сторона или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 ст. 22 Федерального закона, обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов.
Часть 1 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006 N109-ФЗ предусматривает обязанность иностранного гражданина в случае нахождения в месте пребывания встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что Назаров Э.М. оглы, являясь иностранным гражданином, въехав на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, пребывая на территории Российской Федерации с 15.09.2013 до 15.12.2013, 25.11.2013 получил в соответствии со ст.13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ патент на осуществление трудовой деятельности, сроком действия с учетом внесенных авансовых платежей на три месяца.
При том, что Назаров Э.М. оглы был зарегистрирован по месту пребывания: **** с 17.09.2013 до 14.12.2013, срок пребывания на территории Российской Федерации путем выдачи патента был продлен, Назаров Э.М. как собственник жилого помещения, в котором он пребывает, в соответствии с приведенными выше Правилами должен был в течение трех дней с момента получения патента был обязан сообщить территориальный орган миграционного учета об изменившихся сроках пребывания на территории Российской Федерации, что им сделано не было. Таким образом, Назаров Э.М. оглы нарушил правила миграционного учета.
Ранее, постановлением заместителя начальника ОУФМС России по Пермскому краю в Свердловском районе г. Перми от 12.04.2013, вступившим в законную силу, Назаров Э.М. оглы был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей за неподачу в установленный срок в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.
Установив данные обстоятельства, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к правильному выводу о повторном совершении Назаровым Э.М. оглы нарушении правил миграционного учета. Действия Назарова Э.М. оглы в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях квалифицированы по ч.4 ст. 18.8 КоАП РФ.
Исходя из приведенных выше положений действующего законодательства, выдача патента не продлевает автоматически миграционный учет. Поскольку при постановке на миграционный учет устанавливаются сроки, при их изменении принимающая сторона либо иностранный гражданин обязаны обратиться непосредственно в органы ФМС с доказательством продления законного нахождения на территории РФ. Решение принимается территориальным органом исполнительного органа в сфере миграции.
Доводы жалобы направлены на иное толкование норм материального права и не свидетельствуют о неправильном выводе судьи районного суда о наличии в действиях Назарова Э.М. административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.8 КоАП РФ.
Доводы, которые могли бы повлиять на законность привлечения Назарова Э.М. оглы к административной ответственности, не приводятся. Обстоятельства, которые могли бы послужить основанием для освобождения заявителя от административного наказания, не установлены.
Назаров Э.М. оглы осуществляет свои права и несет обязанности как участник правоотношений, регулируемых миграционным законодательством, самостоятельно. Ссылка на то, что Назарову Э.М. оглы не был известен порядок подачи сведений о сроках пребывания на территории Российской Федерации, не исключает его вину в совершении административного правонарушения.
Исключительные обстоятельства, которые бы служили основанием для исключения из постановления наказания в виде административного выдворения, в соответствии с требованиями норм международного права, в данном случае отсутствуют.
Согласно ч.2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 года, город Рим) не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В установленном порядке брак с гражданкой Российской Федерации Т. не зарегистрирован, достаточные доказательства наличия устойчивых семейных связей с указанным лицом не представлены. С учетом содержания объяснений Назарова Э.М. оглы, показаний свидетеля Т., расхождений в них, показания свидетеля, чек-ордер от 25.09.2013 об уплате государственной пошлины за регистрацию актов гражданского состояния от имени Т. не могут быть расценены как безусловные обстоятельства, подтверждающие факт наличия у указанных лиц семьи, намерение зарегистрировать брак в установленном порядке. Сама по себе регистрация Т. в жилом помещении, принадлежащем Назарову Э.М. оглы на праве собственности, также не свидетельствует об устойчивых семейных связях между Назаровым Э.М. оглы и Т., ведении им совместного хозяйства.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Назарова Э.М. оглы допущено не было.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Между тем, в нарушение требований ч. 4 ст. 3.10 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации судьей не разрешен вопрос о порядке его выдворения.
Поскольку в силу примечания к ст. 18.8 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, и учитывая, что определение порядка выдворения за пределы Российской Федерации не свидетельствует об ужесточении наказания, резолютивная часть постановления судьи подлежит уточнению. На такую возможность указывает и постановление Пленума Верховного Суда РФ N5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Поскольку в силу п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ ухудшение положения лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не допускается, административный штраф, назначенный в размере ниже, чем предусмотрено санкцией ч.4 ст. 18.8 КоАП РФ, изменен быть не может. Допущенное нарушение на права Назарова Э.М. оглы не влияет и не влечет отмену принятого постановления по жалобе защитника.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
Постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 15.01.2014 оставить без изменения, уточнив первый абзац резолютивной части, изложив его следующим образом: "Признать Назарова Э.М. , /дата рождения/ , виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.8 КоАП РФ, назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации".
Жалобу адвоката Агадуллина Р.И. оставить без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья - Е.С. Филатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.