Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С. при секретаре Лузяниной А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Захарова А.В. на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по г.г. Лысьва, Чусовой, Гремячинск, Горнозаводскому району Пермского края от 24.01.2013, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 12.02.2013 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении заявителя,
УСТАНОВИЛА:
24.12.2012 Чусовским городским прокурором в отношении /должность/ ООО " Название " Захарова А.В. по результатам проверки соблюдения ООО " Название " требований законодательства об отходах производства и потребления вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ. Согласно постановлению в нарушение требований п.2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" на предприятии не установлены классы опасности отходов производства и потребления по степени воздействия на человека и окружающую среду в соответствии с п.2.10 СП 2.1.7.1386-03 "Определение класса опасности токсичных отходов производства и потребления. Указано на нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления и несоответствие деятельности ООО " Название " требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, что может оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по г.г. Лысьва, Чусовой, Гремячинск, Горнозаводскому району Пермского края от 24.01.2013 за N ** , оставленным без изменения решением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 12.02.2013, принятым по жалобе Захарова А.В., последний признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Захаров А.В. просит постановление от 24.01.2013, решение от 12.02.2013 отменить с прекращением производства по делу об административном правонарушении. Акт проверки и основанные на нем документы не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств по делу, поскольку специалист Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, участвовавший в проверке, в соответствии со ст.25.8 КоАП РФ не предупреждался об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Постановление не соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, поскольку в нем не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, отсутствует мотивированное решение. Не установлен факт того, что деятельность общества связана с обращением с отходами, как и конкретный вид этой деятельности. В этом случае применение п.2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 недопустимо. Не указано, по каким конкретно отходам не определены в установленном законом порядке классы опасности отходов производства и потребления. Обстоятельства дела позволяют считать вмененное правонарушение малозначительным, что не учтено судьей городского суда при вынесении постановления.
В судебном заседании Захаров А.В. на удовлетворении жалобы настаивает по ее доводам, представил также проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный в 2004 году, согласно которому установлены классы опасности отходов для окружающей среды.
Прокурор Пермской краевой прокуратуры Левыкина Л.Л., представитель Управления Роспотребнадзора по доверенности П. возражают против удовлетворения жалобы, полагают принятые по делу постановление, решение законными.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Установлено, что ООО " Название " осуществляет деятельность в сфере сельского хозяйства, в ходе которой образуются отходы: отработанные аккумуляторы с неслитым электролитом, отработанные автомасла, отработанные автопокрышки, металлолом, навоз свежий, навоз перепревший, твердые бытовые отходы.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства ...
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, ... проводить инвентаризацию отходов.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.
Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем (п.2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления").
СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления" определяют классы отходов по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 2.1). Определение класса опасности отхода осуществляется в соответствии с данными правилами, аккредитованными для данного вида работ организациями (пункт 2.2). Состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций. Ответственным за достоверность сведений о составе отхода является его производитель (собственник) (пункт 2.8). Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались (пункт 2.9). Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории (пункт 2.10). Решение спорных вопросов о принадлежности того или иного отхода к классу опасности осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 2.11).
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I -IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Частью 1 ст. 15 названного Федерального закона предусмотрено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Как следует из материалов дела, в ООО " Название " не разработаны классы опасности отходов, образующихся в ходе деятельности предприятия, не утверждены паспорта на отходы в установленном и приведенном выше порядке.
Захаров А.В. как должностное лицо - /должность/ ООО " Название " не обеспечил соблюдение требований санитарного законодательства в части, предусматривающей регулирование деятельности по обращению с отходами и законодательства, регулирующего деятельность по обращению с отходами.
Наличие в действиях Захарова А.В. состава административного правонарушения, предусматривающего административную ответственность по ст.8.2 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе, протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования от 07.12.2012, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, имеющимися в материалах дела паспортами опасных отходов, несоответствующими требованиям приведенных выше положений.
Представленный в судебное заседание проект нормативов образования и лимитов на их размещение, утвержденный в 2004 году, не может быть принят во внимание в качестве доказательства определения классов опасности отходов производства по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека, поскольку в проекте определены классы опасности отходов для окружающей среды согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Не могут быть приняты доводы жалобы о недопустимости в качестве доказательства протокола (акта) санитарно-эпидемиологического обследования в связи с несоблюдением в ходе проверки требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку на момент проверки производство по делу об административном правонарушении возбуждено не было, проверка проводилась в соответствии с законодательством о прокуратуре.
При решении вопроса о привлечении Захарова А.В. к административной ответственности приведены нормы действующего законодательства, подлежащего применению в данном случае; в постановлении от 24.01.2013, решении от 12.02.2013 сделан обоснованный вывод о том, что Захаров А.В. является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. При рассмотрении дела по жалобе Захарова А.В. на постановление по делу об административном правонарушении судьей должным образом, на основании доказательств, которым дана оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, мотивированы выводы о наличии в действиях Захарова А.В. состава указанного административного правонарушения, а также о невозможности в данном случае освобождения его от административной ответственности по ст.2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью правонарушения.
Существенные процессуальные нарушения, которые могли бы повлиять на законность принятых по делу актов, не допущены. Доводы жалобы не влекут отмену постановления от 24.01.2013 и решения от 12.02.2013.
Административное наказание назначено Захарову А.В. в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ, в минимальном размере.
С учетом изложенного основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по г.г. Лысьва, Чусовой, Гремячинск, Горнозаводскому району от 24.01.2013 N ** , решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 12.02.2013 оставить без изменения, жалобу Захарова А.В. - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья - Е. С. Филатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.