Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Няшина В.А.
судей Степанова П.В., Кустовой И.Ю.
при секретаре Окуловой Т.Т. рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края к Микрюкову В.А. Ракланову Г.Г. , Карякину В.Н. , администрации города Лысьвы Пермского края о признании сделок недействительными и применении последствий недействительности ничтожных сделок и встречному иску Карякина В.Н. к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о признании добросовестным приобретателем.
по апелляционным жалобам Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в части отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 05 августа 2013г., которым в удовлетворении как первоначального, так и встречного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав объяснения представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае Обуховой Т.А., представителя Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Шевченко О.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителей Микрюкова В.А. - Микрюкова А.А., Цуканова А.Н., представителя администрации города Лысьва Пермского края Полиенко А.В., возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
УСТАНОВИЛА:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) обратилось в суд с иском к Микрюкову В.А., Ракланову Г.Г., Карякину В.Н., администрации города Лысьвы Пермского края о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков и применении последствий недействительности ничтожных сделок, в виде возврата земель лесного фонда в собственность Российской Федерации и признании право собственности Микрюкова В.А. на землю отсутствующим.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Капитал-3", ГКУ "Лысьвенское лесничество".
В обоснование заявленных требований Министерство указало, что Карякин В.Н. по договору купли-продажи земельного участка от 01.02.2011г. купил у администрации Лысьвенского муниципального района земельный участок, общей площадью 1 500 000 кв.м., расположенный по адресу: ****, с кадастровым номером ** , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, целевое назначение -для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в свою очередь по аналогичному договору от 17.04.2012г. Ракланов Г.Г. приобрел земельный участок, общей площадью 745 400 кв.м., с кадастровым номером ** , расположенный по том же адресу.
После чего, Карякин В.Н. по договору от 17.01.2012г. и Ракланов Г.Г. по договору от 13.06.2012г., продали свои земельные участки Микрюкову В.А., переход права собственности на земельные участки зарегистрирован управлением Росреестра по Пермскому краю.
Министерство полагает, что указанными сделками нарушены интересы Российской Федерации, поскольку указанные земельные участки частично находятся на лесных участках, в составе земель лесного фонда, являющихся собственностью Российской Федерации - лесной квартал N 32, распоряжаться которыми администрация Лысьвенского муниципального района и соответственно в последующем Карякин и Ракланов, не имели права.
Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 05 августа 2013г. в удовлетворении иска Министерства отказано, встречный иск Карякина о признании добросовестным покупателем также оставлен без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что не доказан тот факт, что земельные участки с кадастровыми номерами ** и ** , расположенные в урочище " *** " и принадлежащие Микрюкову В.А. расположены на землях лесного участка с кадастровым номером ** .
В своих апелляционных жалобах Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае просят судебное постановление суда первой инстанции отменить.
Ответчиками представлены письменные возражения относительно доводов апелляционных жалоб.
Микрюков В.А. ссылается на то, что ранее за прежними владельцами спорных земельных участков было закреплено право бессрочного пользования земельными участками, которые относились к категории земель сельскохозяйственного назначения. Следовательно, полагает он, что на данную категорию земель ограничений по их обороту не имелось, его право на приобретение данных участков в собственность по спорным договорам основано нормах Земельного кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно них, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда приходит к следующему.
В советский период все леса состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17 июня 1977 г. N 5906-1Х "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который подразделялся на: 1) леса государственного значения, то есть леса, находившиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса (в их число, в частности, входили леса, закрепленные за совхозами) и леса заповедников; 2) колхозные леса, то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Основами лесного законодательства Российской Федерации (утв. ВС РФ 06.03.1993, N 4613-1) подтверждалась принадлежность всех лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель к землям лесного фонда (статья 2).
В соответствии со статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. N 4613-1 во владении колхозов, совхозов находились леса, ранее переданные колхозам в бессрочное пользование, а также леса, закрепленные за совхозами.
Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ также было установлено, что леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций (далее - сельские леса), входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования (статьи 36 и 130 Лесного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что решением Лысьвенского городского Совета народных депутатов от 09.07.1990г. изъяты земельные угодья чересполосного участка " *** " площадью 230га из ведения совхоза " *** ", переданы в Госземзапас и предоставлены в бессрочное наследуемое пользование фермерским хозяйствам Карякина и Ракланова.
Государственным актом от 31.07.1990г. за фермером Карякиным в бессрочное и бесплатное пользование закреплено 150га земли согласно плану землепользования
Государственным актом от 31.07.1990г. за фермером Раклановым в бессрочное и бесплатное пользование закреплено 80га земли согласно плану землепользования.
Постановлением администрации г.Лысьва от 26.05.1995г. N 316 земельные участки между крестьянскими хозяйствами Карякина и Ракланова перераспределены - из земель закрепленных за крестьянским хозяйством Ракланова изъят земельный участок площадью 5га (пашня), расположенный в урочище " *** ", передан в земли запаса, а затем предоставлен крестьянскому хозяйству Карякина в аренду.
Затем Карякин по договору купли-продажи земельного участка от 01.02.2011г. приобрел у администрации Лысьвенского муниципального района земельный участок, общей площадью 1 500 000 кв.м., расположенный по адресу: **** , с кадастровым номером ** , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, целевое назначение - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
В свою очередь Ракланов по договору купли-продажи земельного участка от 17.04.2012г. приобрел у администрации Лысьвенского муниципального района земельный участок, общей площадью 745 400 кв.м., с кадастровым номером ** , расположенный по том же адресу.
После чего, Карякин по договору от 17.01.2012г. и Ракланов по договору от 13.06.2012г., продали свои земельные участки Микрюкову В.А.
Право собственности Микрюкова В.А. на указанные объекты зарегистрировано в установленном законом порядке, 24.01.202г. и 27.06.2012г. соответственно.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером ** , категория - земли лесного фонда, общей площадью 452 240 000 кв.м., расположенный по адресу: **** , кварталы 1-12, 14-19, 25-34; АОЗТ " *** ", кварталы 1-14, колхоз " *** ", кварталы 1-27, ТОО совхоза " *** ", кварталы 1-10, ТОО " *** ". Кварталы 1-13; ТОО совхоза " *** ", кварталы 1-19; колхоз " *** ", кварталы 1-77; ТОО совхоза " *** ", кварталы 1-10; *** , Комарихинское участковое лесничество "Агрофирма " *** ", кварталы 13, 20-24), в соответствии со ст. 45 ФЗ от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", является ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором были внесены в государственный кадастр недвижимости 15.07.2005г.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела и дополнительно представленные доказательства Судебная коллегия установила факт нахождения лесного участка общей площадью 452 240 000кв.м., расположенного по адресу: **** с кадастровым номером ** в составе земель лесного фонда в федеральной собственности.
В частности, это подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.07.2005, сведениями из государственного кадастра недвижимости, планом лесонасаждений агрофирмы " *** ".
Земельные участки, в отношении которых заключены оспариваемые договоры, расположены в пределах границ указанной территории.
Земельные участки с кадастровыми номерами ** и ** расположены в границах земель лесного фонда, входящего в общую площадь лесного квартала N 32 Лысьвенского лесничества, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается материалами лесоустройства, таксационным описанием и заключением эксперта П., который по поручению суда, в ходе землеустроительной экспертизы пришел к выводу, что границы земельных участков с кадастровыми номерами ** , ** совпадают с границами лесного квартала 32 Лысьвенского лесничества Соинского (бывшее Лысьвенское сельское) участкового лесничества агрофирмы " *** ", площадь лесных выделов в квартале 32 составляет 121га, лесные выделы с 1 по 10 входят в состав земельного участка с кадастровым номером ** , а площадь наложения земельных участков с кадастровыми номерами ** и ** на земельный участок с кадастровым номером ** составляет 124,93га, что следует также из чертежа лесного участка с нанесенными границами земельных участков по координатам поворотных точек.
В заключении землеустроительной экспертизы, отражено, что внутри общего контура земельного участка с кадастровым номером ** имеются вкрапленные контуры, земельные участки с кадастровыми номерами ** и ** .
С учетом изложенного и в результате сравнения внешних границ указанных земельных участков с планово-картографическими и земельно-учетными материалов лесоустройства установлено, что площадь спорных земельных участков в предоставленных границах налагается на земли государственного лесного фонда, то есть происходит запользование земель лесного фонда из квартала 32 Лысьвенского лесничества Соинского участкового лесничества агрофирмы " *** ".
Также об этом свидетельствует Постановление Губернатора Пермской области от 14.01.1999 N 13 "О передаче сельских лесов в безвозмездное пользование", действующее в период возникновения спорных правоотношений, согласно которому участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, были переданы в безвозмездное пользование, в том числе от сельхозорганизации, ранее владеющей лесным фондом - ТОО АФ " *** " в квартале N 32 в пользование КХ Ракланова и Карякина - 44 и 76га, соответственно.
При этом разрешительных документов, дающих право на изъятие из состава земель лесного фонда спорных земельных участков и переводе их в земли иных категорий в установленном законом порядке, не имеется, в связи с чем у ответчиков не возникло право собственности на спорные земельные участки, поставленные на кадастровый учет и расположенные в границах земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
При таких данных Судебная коллегия приходит к выводу, что заключение администрацией Лысьвенского муниципального района договоров купли-продажи земельных участков с Карякиным и Раклановым от 01.02.2011г., общей площадью 1 500 000 кв.м., с кадастровым номером ** и от 17.04.2012г., общей площадью 745 400 кв.м., с кадастровым номером ** , противоречит вышеприведенным нормам федерального законодательства, поскольку таких полномочий у администрации не имелось.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в материалах дела не имеется.
Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований суд первой инстанции не дал надлежащей оценки представленным по делу доказательствам, в связи с чем пришёл к необоснованному выводу об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса).
Вышеназванные договор заключены в нарушение положений статьей 11, 27, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем являются недействительными сделками на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Поскольку заключенные между администрацией Лысьвенского муниципального района и ответчиками Карякиным, Раклановым сделки являются ничтожными, в связи с тем, что у администрации отсутствовали полномочия на распоряжение землей, то они в силу закона не повлекли правовых последствий, а применительно к рассматриваемому спору - возникновения права собственности данных лиц на спорные земельные участки.
С учетом изложенного и на основании ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации следует прийти к выводу, что Карякин и Ракланов не имели полномочий на отчуждение спорных земельных участков, поэтому договоры купли-продажи от 17.01.2012г. и от 13.06.2012г., по которым они продали земельные участки Микрюкову В.А. также являются недействительными и нарушают права и законные интересы Российской Федерации.
Иное толкование ответчиками положений действующего законодательства не свидетельствует о правильности их правовой позиции.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Требование о признании зарегистрированного права собственности Микрюкова В.А. на спорные объекты недвижимого имущества отсутствующим подлежит удовлетворению, поскольку данное имущество приобретено в результате недействительных (ничтожных) сделки.
Как уже было изложено выше, на момент заключения спорных договоров купли-продажи ответчики Карякин и Ракланов (продавцы) не приобрели права собственности на спорные объекты и, соответственно, не имели правомочий на их отчуждение в силу ст. 209 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, а также учитывая вышеуказанные положения закона и разъяснения Пленума, Судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении первоначальных исковых требований о признании договоров купли-продажи земельных участков недействительными и признании права собственности Микрюкова В. А. на землю отсутствующим, поскольку спорные земельные участки расположены на территории, занятой лесом в границах лесного квартала 32, при этом разрешительных документов дающих право на изъятие из состава земель лесного фонда данной площади и переводе ее в земли иных категорий в установленном законом порядке не имеется, что подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в настоящем судебном акте решен вопрос об отсутствии права собственности на недвижимое имущество, то апелляционное определение является основанием для внесения соответствующих записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Доводы ответчиков о том, что спорные земельные участки были предоставлены ответчикам в собственность в установленном законом порядке и прошли государственную регистрацию направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и оспаривание выводов об установленных обстоятельствах, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить отказом для удовлетворения первоначальных исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 05 августа 2013г. в части отказа в удовлетворении первоначального иска отменить и принять новое решение, которым заявление Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края удовлетворить.
Признать недействительным договор купли-продажи от 01 февраля 2011 года N 48 земельного участка, общей площадью 1 500 000 кв.м., расположенного по адресу: ****, с кадастровым номером ** , заключенный между администрацией Лысьвенского муниципального района и Карякиным В.Н. , зарегистрированный Лысьвенским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 11 марта 2011 года, запись о регистрации N ** .
Признать недействительным договор купли-продажи от 17 апреля 2012 года N 160 земельного участка, общей площадью 745 400 кв.м., расположенного по адресу: ****, с кадастровым номером ** , заключенный между администрацией Лысьвенского муниципального района и Раклановым Геннадием Гавриловичем, зарегистрированный Лысьвенским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 28 апреля 2012 года, запись о регистрации N ** .
Признать недействительным договор купли-продажи от 17 января 2012 года земельного участка, общей площадью 1 500 000 кв.м., расположенного по адресу: ****, с кадастровым номером ** , заключенный между Карякиным В.Н. и Микрюковым В.А. , зарегистрированный Лысьвенским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 24 января 2012 года, запись о регистрации N ** .
Признать недействительным договор купли-продажи от 13 июня 2012 года земельного участка, общей площадью 745 400 кв.м., расположенного по адресу: ****, с кадастровым номером ** , заключенный между Раклановым Г.Г. и Микрюковым В.А. , зарегистрированный Лысьвенским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 27 июня 2012 года, запись о регистрации N ** .
Признать отсутствующим право собственности Микрюкова В.А. на земельные участки, общей площадью 1 500 000 кв.м. по адресу: ****, с кадастровым номером ** и общей площадью 745 400 кв.м. по адресу: ****, с кадастровым номером ** .
Настоящее апелляционное определение служит основанием для внесения записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права собственности Микрюкова В.А. на вышеуказанные земельные участки.
В остальной части это решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.