Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Лаврентьева В.Ю., судей Опалевой Т.П., Хасановой В.С, при секретаре Семченко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 января 2014 года дело по частной жалобе Министерства строительства и архитектуры Пермского края на определение Чердынского районного суда Пермского края от 21 августа 2013 года, которым в удовлетворении ходатайства Министерства строительства и архитектуры Пермского края об отсрочке исполнения решения Чердынского районного суда Пермского края от 09.11.2012 года до 31 декабря 2013 года отказано.
Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Чердынского районного суда Пермского края от 09.11.2012 года удовлетворены требования Парашина А.В. о возложении на Министерство строительства и архитектуры Пермского края обязанности по предоставлению Парашину А.В. за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N1050.
Решение вступило в законную силу 25.02.2013 года. Для исполнения указанного решения в апреле 2013г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району г. Перми УФССП по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство.
Министерство строительства и архитектуры Пермского края обратилось с ходатайством об отсрочке исполнения решения суда до 31 декабря 2013 года, на том основании, что в связи с изменениями в Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", внесенными Постановлением Правительства РФ от 21.12.2009г. N1040 категория "граждане, уволенные с военной службы, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г." исключена из числа граждан, имеющих право на получение социальных выплат из средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, либо единовременной денежной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. С января 2011 года (момента вступления в силу Федерального закона от 08.12.2010г. N342-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан") выдача государственных жилищных сертификатов и единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения данной категории граждан прекращена.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявления был извещен.
Взыскатель Парашин А.В. возражал против предоставления отсрочки исполнения судебного решения.
Представитель администрации Чердынского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения заявления извещен.
Представитель ГУФСИН России по Пермскому краю просил рассмотреть заявление в его отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное определение, об отмене которого просит в частной жалобе Министерство строительства и архитектуры Пермского края, указывая на то, что имеются объективные препятствия к исполнению решения суда, приводя в частной жалобе те же доводы, которые изложены в заявлении об отсрочке исполнения судебного решения.Парашин А.В. в возражениях на частную жалобу просит определение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене определения суда.
Согласно ст. 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии со ст.434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18 апреля 2006 г. N 104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Обращаясь в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, Министерство строительства и архитектуры Пермского края мотивировало заявленное требование отсутствием правового регулирования для исполнения решения суда. Суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанное обстоятельство не может служить основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного решения.
Отсутствие федерального законодательства, регулирующего выделение и поступление в бюджет соответствующего уровня субвенций для предоставления жилищных сертификатов за счет федерального бюджета, не отменяет возникшего у Парашина А.В. права на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.
Кроме того, заявляя о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 31.12.2013 года, который в настоящее время истек, заявитель не указывает и не приводит доводов о возможности исполнения решения суда после указанной даты, что исключает возможность предоставления такой отсрочки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Чердынского районного суда Пермского края от 21 августа 2013 года оставить без изменения, частную жалобу Министерства строительства и архитектуры Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.