Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А.А., судей Заривчацкой Т.А., Чулатаевой С.Г. при секретаре Новгородцевой А.В.,
рассмотрела 14 января 2013 года в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Чащина Н.Г. на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 17 октября 2012 года, которым постановлено:
исковые требования Чащина Н.Г. к УПФ РФ "ГУ" в Дзержинском районе г. Перми удовлетворить в части;
отменить в части решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми от 17.04.2012 N 26 об отказе во включении в специальный стаж периода работы Чащина Н.Г. с 09.05.1980 по 10.06.1982 для назначения пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ";
обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми включить период работы Чащина Н.Г. с 09.05.1980 по 10.06.1982 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ";
взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми в пользу Чащина Н.Г. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины 200 рублей;
в удовлетворении остальной части исковых требований Чащину Н.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения Чащина Н.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Чащин Н.Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми об отмене протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми от 17.04.2012 N 26, включении в специальный стаж следующих периодов: с 09.05.1980 по 10.06.1982 - военная служба в ВС СССР по призыву (фельдшер), с 22.05.1984 по 02.12.1986 - ОВД Индустриального райсполкома г. Перми медицинский вытрезвитель (фельдшер), обязании Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми назначить Чащину Н.Г. трудовую пенсию в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с момента его обращения в пенсионный орган за назначением пенсии, т.е. с 22.03.2012. Также было заявлено требование о возмещении расходов по оплате государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя. В обоснование заявленных требований истец указал, что в указанные периоды осуществлял лечебную деятельность по охране здоровья населения.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми в судебном заседании завила о несогласии с исковыми требованиями по мотивам, аналогичным изложенным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, поскольку считает, что судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает его подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
В соответствии с разъяснением Верховного Суда РФ, изложенном в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты). Данное разъяснение согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 2-П от 19 января 2004 года, в соответствии с которой принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. У граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Как следует из данных трудовой книжки истца, с 01.04.1984 по 02.12.1986 он работал в должности фельдшера Индустриального ОВД г. Перми, данный факт также подтвержден справкой Отдела полиции N 2 (дислокация Индустриальный район) Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми от 24.01.2012.
В указанный период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в Приложении к указанному Постановлению указан Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в котором в разделе И. Врачи и другие медицинские работники в подразделе 1. Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения в графе "Наименование учреждений и организаций" указаны "здравпункты", в графе "Наименование должностей" указаны "фельдшеры". Указанное Постановление действовало до 01 октября 1993 года.
В силу п. 1 пп. "г" Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию в выслугу лет засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОПТУ, НКВД, НКГБ, МГБ, комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
Согласно п. 2.10 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения от 30 июня 1986 года N 1-63-И, изданного в пределах полномочий указанного ведомства и направленного на разъяснение порядка и условий применения Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, работа по специальности в медицинских вытрезвителях рассматривается как работа в здравпункте.
С учетом вышеизложенного вывод суда об отказе во включении спорного периода работы истца в должности фельдшера медицинского вытрезвителя в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, является неправомерным, постановленным с неверным толкованием норм материального права.
Исходя из указанных обстоятельств, судебная коллегия пришла к выводу, что период работы истца с 22.05.1984 по 02.12.1986 в должности фельдшера медицинского вытрезвителя ОВД Индустриального райсполкома г. Перми также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
На основании п. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Закона лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа только в городах, независимо от их возраста.
На основании ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
С учетом включенных решением суда периодов работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, специальный стаж работы Чащина Н.Г. на момент обращения в пенсионный орган (22.03.2012) составил 29 лет И месяцев 12 дней. Период работы истца в занимаемой на тот момент должности врача по коммунальной гигиене ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" включен в специальный стаж. Поскольку по состоянию на 26.06.2012, как следует из записей трудовой книжки Чащина Н.Г., он продолжал работать в указанной должности, специальный стаж необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости выработан истцом 10 апреля 2012 года, и именно с этой даты возникло его право на трудовую пенсию.
Так как судебной коллегией положительно разрешен вопрос о возникновении права истца на получение трудовой пенсии, возложение на ответчика обязанности по включении в специальный стаж истца спорных периодов работы не имеет правовой необходимости.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 17 октября 2012 года отменить в части. Исковые требования Чащина Н.Г. удовлетворить. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в Дзержинском районе г. Перми от 17 апреля 2012 года N 26 в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы Чащина Н.Г. с 09 мая 1980 года по 10 июня 1982 года и с 22 мая 1984 года по 02 декабря 1986 года отменить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Дзержинском районе назначить Чащину Н.Г. пенсию по старости с 10 апреля 2012 года.
Председательствующий:
Судьи:
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.