Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего: Киселевой Н.В. Судей Кузнецовой Г.Ю., Абашевой Д.В. При секретаре Кармановой Ж.П.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 16.01.2013 года в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Усольского городского поселения Пермского края на решение Усольского районного суда Пермского края от 15.10.2012 года, которым постановлено:
Обязать Администрацию Усольского городского поселения Пермского края предоставить Овчинниковой Е.С. , Овчинниковой А.Д. , Егоровой О.В. жилое помещение, изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее санитарным и техническим правилам, расположенное в пределах г. Усолье размером не менее 25, 80 кв. м. общей площади.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., пояснения прокурора Вохмяниной Ю.М. об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усольского района обратился в суд с заявлением в интересах Овчинниковой Е.С., Овчинниковой А.Д., Егоровой О.В. к администрации Усольского городского поселения о предоставлении жилого помещения. Заявленные требования обосновывал тем, что жилой дом по ул. **** г.Усолье, где проживали истцы, сгорел в 2006 году. 27.09.2010 года истцы поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечены.
В судебном заседании прокурор, Овчинникова Е.С., Егорова О.В. на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель администрации Усольского городского поселения иск не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит администрация Усольского городского поселения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцам в порядке очередности, Овчинникова Е.С. состоит в списке на внеочередное предоставление жилья под N 59, исполнение решение приведет к нарушению прав других граждан, включенных в очередь ранее истца. Администрация Усолького городского поселения не располагает свободными жилыми помещениями, маневренным жилым фондом, средствами на приобретение или строительство жилья.
Овчинниковой Е.С. , Егоровой О.В., прокурором Усольского района представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, заслушав пояснения прокурора Вохмяниной Ю.М., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика.
Как следует из материалов дела, суд правильно определил характер правоотношения между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
В соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п. 1, 9 ст. 14 ЖК РФ К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
учет муниципального жилищного фонда;
осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу статьи 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Егорова О.В., Овчинникова Е.С., несовершеннолетняя Овчинникова А.Д., ** года рождения, зарегистрированы и проживали в квартире по ул. **** г.Усолье, общая площадь которой составляла 25,8 кв.м.
Согласно справки отделения государственного пожарного надзора в г.Усолье от 24.03.2010 года, 06.01.2006 года в жилом восьмиквартирном доме по ул. **** г.Усолье произошел пожар, в результате которого сгорела крыша дома, стены дома второго этажа обгорели изнутри.
Егорова Е.С. и члены ее семьи приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях администрацией Усольского городского поселения с 27.09.2010 года (с даты обращения). Оценивая представленные доказательства и анализируя указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения лицу, лишившемуся жилого помещения в результате пожара, должна быть возложена на Администрацию Усольского городского поселения, к чьей компетенции отнесено обеспечение граждан, проживающих в непригодных для проживания помещениях, жилыми помещениями.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда. Не оспаривая право истцов на получение жилого помещения, администрация полагает невозможным предоставление жилья без учета существующей очередности и выделения соответствующих денежных средств.
Вместе с тем, положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Не имеется в названной норме закона и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Предоставление жилья в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, таким образом, право истцов на предоставление жилого помещения в силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, то есть вне очереди, является обоснованным.
Доводы жалобы, касающиеся невозможности исполнения решения суда, также не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность органа местного самоуправления по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, ставшими непригодными для проживания, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления.
Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Иных правовых доводов, влияющих на законность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу администрации Усольского городского поселения Пермского края на решение Усольского районного суда Пермского края от 15.10.2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.