Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Петуховой Е.В..,
судей Пьянкова Д.А. и Фомина В.И.,
при секретаре Анваровой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 26 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания" на решение Дзержинского районного суда г.Перми от 05 августа 2013 г., которым постановлено:
"Обязать ООО "Управляющая компания ДСТ" произвести Доспехову С.Г. перерасчет платы за коммунальные услуги электроснабжения мест общего пользования за сентябрь 2012 г.
Исковые требования Доспехова С.Г. к ООО УК "ДСТ" об обязаниии произвести перерасчет платы за отопление за период с января 2012 г по сентябрь 2012 г. и взыскании переплаты в размере *** руб. оставить без удовлетворения."
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения представителя третьего лица ОАО "Пермэнергосбыт" Качовой О.В., представителя истца Доспехова С.Г. -Ковалевской Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Доспехов С.Г. обратился к мировому судье судебного участка N ** с иском к ответчику ООО "Управляющая компания ДСТ" об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги электроснабжения мест общего пользования за сентябрь 2012 г. и отопления за период с января 2012 г. по сентябрь 2012 г., взыскании суммы переплаты в размере *** рублей.
Свои требования, с учетом дополнительных пояснений к исковому заявлению, мотивирует тем, что является собственником кв. N ** в доме N **** по ул. **** г. Перми. Обслуживание дома N ** по ул. Малкова на основании договора управления осуществляет ООО "УК ДСТ". Считает начисления за электроэнергию, потребляемую в местах общего пользования дома в сентябре 2012г. и отопление в период с января 2012г. по сентябрь 2012г. незаконными и подлежащими перерасчету по следующим основаниям. В доме существуют две независимые электросети. Одна электросеть предназначена для электроснабжения электрооборудования входящего в состав общего имущества жилого дома -освещение лестничных клеток, подвалов, чердаков, освещение придомовой территории, электроснабжение лифтов, циркуляционных насосов, усилителей телевизионных сигналов и т. п. На данной сети ведётся учёт потреблённой электроэнергии поверенными и зарегистрированными надлежащим образом приборами учёта электроэнергии. Вторая сеть предназначена для электроснабжения жилых помещений (квартир). Стоимость электроэнергии, потребленная в квартире учитывается индивидуальным прибором учета и оплачивается непосредственно в ОАО "Пермэнергосбыт" на основании квитанций.
В доме установлены приборы учета электроэнергии мест общего пользования, из Акта осмотра N504/4582 от 11 августа 2011 г. следует, что расход электроэнергии, подлежит полному учету установленными в этих домах приборами учета N ** (лифты), N ** (освещение лестничных клеток), N ** (аварийное освещение). Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды применяется в случае если не подлежит учёту приборами учёта электроэнергии. Вся электроэнергия поданная в многоквартирный дом для использования на общедомовые нужды учитывается приборами учёта. Оплата должна производиться за фактически потреблённую электроэнергию согласно показаний комплекса приборов учёта. Стоимость электроэнергии потребляемой в местах общего пользования дома предъявляется ООО "УК ДСТ" в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг. В сентябре 2012г. ООО "УК ДСТ", в нарушение ст. 157 ЖК РФ, ст. 544 ГК РФ осуществило начисление за потребленную электроэнергию мест общего пользования без учета показаний приборов учета электроэнергии мест общего пользования, а согласно утвержденных нормативов. Таким образом, стоимость, предъявленная по нормативу установленного на общедомовые нужды (ОДН). превысила стоимость электроэнергии фактически потребленной, согласно показаний прибора учета (57,74 руб. по нормативу ОДН, 27,90 руб. по показаниям прибора учета, 57,74 - разница). На основании решения общего собрания собственников и согласно дополнительного соглашения от 01.08.2011г. к договору электроснабжения N Е-0118 от 01.03.2008 г. ООО "УК ДСТ" имеет право получать плату только за электроэнергию потребленную в местах общего пользования. В данном случае стороны (ООО "Пермэнергосбыт", ООО "УК ДСТ" и собственники дома) согласовали дополнительным соглашением к договору электроснабжения и решением собственников порядок оплаты электроэнергии потребляемой в местах общего пользования и квартирах, поскольку дом оборудован приборами учета электроэнергии мест общего пользования
Начисления за отопление с января 2012г. по сентябрь 2012г. производятся ООО "УК ДСТ" по среднему показателю потребления тепловой энергии за предыдущий год согласно Постановлению правительства РФ N 307 от 23.05.2006г., а не исходя из фактического потребления тепловой энергии в расчетном периоде согласно показаниям приборов учета. Таким образом, в период с января 2012г. по сентябрь 2012г. стоимость фактического потребления тепловой энергии на нужды отопления в части кв. ** составило *** рублей, а по расчетной величине предъявлено в квитанциях сумма в размере *** рублей, разница составила *** рублей. Считает, что при наличии в доме обще домового прибора учета тепловой энергии на отопление начисления должно производится исходя из его показаний, что соответствует требованиям ст. 157 ЖК РФ. Начисления, произведенные ему в период с января 2012г. по сентябрь 2012г. подлежат перерасчету, поскольку не может применяться метод расчета платы за коммунальные услуги, установленный Постановлением Правительства РФ N 307, в случае наличия общедомового прибора учета. Согласно ст. 544 ГК РФ, оплата энергии осуществляется за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными прибора учета энергии. Поскольку предъявленные суммы оплачивались в полном объеме считает, что ООО "УК ДСТ" неосновательно обогатилось на сумму переплаты в размере *** рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель третьего лица ОАО "Пермэнергосбыт" с иском не согласилась.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, были извещены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица ОАО "Пермэнергосбыт" просит решение суда отменить в части перерасчета платы за электроснабжение. Ссылаясь на положения п. 36, п. 137, п. 145 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", указывает на то, что проверкой приборов учета проведенной в доме истца 11 августа 2011 г. установлено, что у прибора учета N ** , учитывающего электроэнергию, потребляемую в жилых помещениях просрочена дата поверки, истек межповерочный интервал, отсутствует документ, подтверждающий факт допуска в эксплуатацию. Ссылаясь на положения п.2, п.45, п.48 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в ред. от 27 августа 2012 г.), указывает на то, что в отсутствие общедомового прибора учета объем потребленной энергии определяется по нормативу. Полагает, что приборы учета, установленные в доме истца с сентября 2012 г. не могут являться расчетными и использоваться для целей объема электрической энергии. Отмечает, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, (утв. Постановлением Правительства РФ N354 от 6 мая 2011 г.), Постановление Правительства РФ N124 от 14 февраля 2012 г. предусматривают возможность произведения расчетов либо исходя из показаний общедомовых приборов учета, либо, в отсутствие приборов учета, исходя из норматива потребления. Указывает, что решением Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2013 г., оставленным без изменения судом апелляционной инстанции установлено отсутствие в доме истца общедомовых приборов учета.
В судебном заседании представитель третьего лица ОАО "Пермэнергосбыт" на удовлетворении жалобы и отмене решения суда настаивал.
Представитель истца настаивала на правовой позиции, изложенной в исковом заявлении.
Иные участвующие в дел лица в судебное заседание не явились, были извещены.
Судебная коллегия, заслушав мнение сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Поскольку решение суда в части отказа в иске о перерасчете платы за отопление не оспаривается, судебная коллеги проверяет решение суда только в части возложения на ответчика обязанности по перерасчету платы за электроэнергию.
Согласно ст. 5 6 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ч.1, 3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств ... суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствии с положения ст.56, 67 ГПК РФ Доспехов С.Г. является собственником жилого помещения по адресу: **** .
20 февраля 2008 г. собственниками помещений (собственниками общего имущества многоквартирного жилого дома) дома по ул. **** в лице полномочных представителей, действующих на основании протокола общего собрания N 1 от 15 декабря 2007 г. был заключен договор управления многоквартирным домом с ООО "Дорстротранс".
Согласно п. 4 дополнительного соглашения к договору электроснабжения N Е-0118 от 01 марта 2008 г. заключенному ОАО "Пермская энергосбытовая компания" и ООО "УК ДСТ", сбор платы с граждан-потребителей за электрическую энергию, поставляемую для целей использования не общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание ... лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), в помещения и места многоквартирного жилого дома, относящиеся к местам общего пользования, а также на иные нужды, связанные с обслуживанием многоквартирного дома, ... осуществляется непосредственно потребителем (ООО "УК ДСТ").
В многоквартирном доме N ** по ул. **** г. Перми установлен общедомовой прибор учета электроэнергии.
Согласно акту от 11 августа 2011 г. N504/4582, составленному ОАО "МРСК-Урала" приборы учета электрической энергии оборудования лифтов, освещения лестничных клеток, аварийного освещения пригодны к коммерческим расчетам. Прибор учета электрической энергии обеспечивающий общий учет потребления электрической энергии в квартирах жилого дома к коммерческим расчетам не пригоден по причине окончания срока госповерки трансформатора и электросчетчика.
В представленной Доспеховым С.Г. квитанции за сентябрь 2012 г. оплата электроэнергии мест общего пользования (э/э МОП) составила 85,64 руб. и рассчитана исходя из норматива потребления 0,8510 кВт. ч/м2. Тогда как из представленных истцом квитанций за январь-март 2012 г., а также сводной ведомости начислений и оплаты по Доспехову С.Г., следует, что ООО "УК ДСТ" производило расчет э/э МОП в указанный период, за исключением сентября 2012 г. исходя из объема потребления.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований в части перерасчета платы за электрическую энергию суд первой инстанции, руководствуясь положениями 210, 544 ГК РФ, ст. 39, 157 ЖК РФ, п.п. "б" п.21 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", п.44 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в ред.Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N442, от 27 августа 2012 г. N875) исходил из того обстоятельства, что жилой дом по адресу: г.Пермь, ул. **** оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии в связи с чем установление в сентябре 2012 г. оплаты электроэнергии исходя из норматива потребления являлось необоснованным.
Судебная коллегия полагает, что в целом выводы суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по перерасчету платы за электроэнергию являются обоснованными, а доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену в этой части решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее Правила N354), согласно содержанию пункта 1, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пункт 2 Правил N354 раскрывает содержание используемого в данных Правилах понятия "потребитель" как лица, пользующегося на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющего коммунальные услуги.Пункт 2 Правил N354, закрепляет понятие "коммунальные услуги" как осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Абзацем 7 пункта 2 Правил N354 установлено, что коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В силу пункта 4 Правил N354 установлено, что подача коммунального ресурса в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, наряду с их подачей в жилые и нежилые помещения включена в содержание коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению, которые могут быть предоставлены потребителю в этом доме.
В соответствии с абзацем 1 пункта 40 Правил N354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 44 Правил N354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам, где учитывается в том числе объем (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса и общая площадь всех жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирном доме (пункт 13 приложения N 2 к настоящим Правилам).
Пунктом 48 Правил N354 закреплено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии формулами 10 и 15 приложения N 2 к Правилам, где учитываются в том числе норматив потребления электроснабжения, предоставленный за за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, и общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (пункт 17 приложения N 2 к настоящим Правилам).
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, норматив потребления коммунальной услуги- определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (в том числеэлектрическая энергия, отводимая по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Абзац 5 пункта 2 Правил N 306 устанавливает понятие норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, под которым следует понимать норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 31 Правил N 306 закрепляет, что определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
В соответствии с пунктом 32 Правил N 306, уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
В соответствии с пунктом 35 Правил N 306, для определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды используются данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием приборов учета в многоквартирных домах или жилых домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
Приборы учета должны быть утвержденного типа и прошедшими поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с пунктом 37 Приложения Правил N306, норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома: осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены; силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания; системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности. Величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт-ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле.
где: W общ1 - суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт-ч) 1-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах; S ой - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м); 12 - количество месяцев в году.
Исходя из формулы расчета норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды, следует, что в ее состав входят прямо определенные расходы по группам оборудования - осветительные установки, силовое оборудование лифтов, системы противопожарного оборудования и в состав учитываемых расходов не входят предполагаемые потери электрической энергии в сетях.
Таким образом, что законодатель при установлении данного норматива исходил из необходимости его применения в том случае, когда в многоквартирном доме отсутствует прибор учета электрической энергии по указанным группам оборудования.
Приборы учета электроэнергии мест общего пользования в многоквартирном доме истца учитывают расход электроэнергии по указанным группам оборудования, являющимся общим имуществом собственников многоквартирного дома, то есть ту часть объема электроэнергии, поступающей в многоквартирный жилой дом, которую в том числе должен учитывать единый общедомовой прибор учета.
По мнению судебной коллегии, выводы суда первой инстанции о наличии общедомового прибора учета не противоречат положениям п.2 Правил N 354, которые под коллективным прибором учета понимают совокупность средств измерения, что в данном случае можно истолковать как совокупность средств измерения потребления электрической энергии как на общедомовые нужды, так и индивидуальные.
Указанные средства измерения, позволяющие установить объем потребления электрической энергии на общедомовые нужды в том смысле, как это понимается вышеуказанными нормативными актами (то есть расходы на осветительные установки, силовое оборудование лифтов, системы противопожарного оборудования) в доме истца имеются, допущены к коммерческим расчетам, более того применялись ответчиком и третьим лицом для расчетов до сентября 2012 г.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Способы расчета платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды, действующим законодательством основаны на использовании показаний приборов учета, предусмотренных статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем эти положения не могут противоречить требованиям этой статьи.
Пункт 47 Правил N354 основан на закрепленном в статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации общем принципе, согласно которому оплата производится за фактически потребленные ресурсы на основании данных приборов учета и, устанавливая случаи, когда плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды не начисляется.
Таким образом, при наличии в доме истца приборов учета, позволяющих точно определить расходы электрической энергии на общедомовые нужды, следует исходить из показаний прибора учета, что прямо требуют положения 544 ГК РФ, 157 ЖК РФ, ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Применение же норматива потребления электрической энергии только по той причине, что на электрических сетях потребителей, не относящихся сетям групп оборудования общего имущества, возможны потери электрической энергии по мнению судебной коллегии, противоречит вышеуказанным положениям Правил N354, Правил N306 в их системном толковании, и может свидетельствовать о неосновательном обогащении поставщика услуги за счет потребителя, поскольку оплата таких расходов указанными актами не установлена, что ущемляет права последнего и свидетельствует о нарушении ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Таким образом, поскольку в жилом доме истцов установлены приборы учета, определяющие объем потребления электрической энергии по группе оборудования, являющейся общим имуществом собственников многоквартирного дома, при определении размера такой оплаты, исходя из указанных положений закона, следует исходить из показаний прибора учета, как отражающих фактическое потребление ресурсов.
Иная трактовка приводит к противоречию положений Правил предоставления коммунальных услуг Федеральным законам и фактически приводит к неосновательному обогащению поставщика этих услуг.
Исходя из смысла части 4 статьи 13, частей 2 и 3 статьи 61, части 2 статьи 209 ГПК РФ лица, не участвовавшие в деле, по которому судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этими судебными актами.
Поэтому ссылка в апелляционной жалобе не обстоятельства, установленные судебными актами арбитражного суда не может быть принята судебной коллегией, поскольку истец Доспехов С.Г. не являлся стороной по делу по данным спорам, в связи с чем указанные решения не имеют для него преюдициального значения в силу положений ч. 3 ст.61 ГПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска потребителя.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и основаны на ином толковании действующего законодательства с которым судебная коллегия согласиться не может.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на имеющихся в деле доказательствах и правильном применении норм материального права. Оснований для переоценки выводов, сделанных судом, а также имеющихся в деле доказательств, у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда г.Перми от 05 августа 2013 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.