Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Судневой В.Н.
судей Степанова П.В., Елецких О.Б.
при секретаре Окуловой Т.Т. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ветошкина В.И. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю о признании отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения незаконным и о возложении обязанности принять на такой учет
по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю на решение Свердловского районного суда г.Перми от 21 октября 2013г., которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав объяснения представителя ГУ МВД России по Пермскому краю Соколовой Т.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Ветошкина В.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
УСТАНОВИЛА:
Ветошкин В.И. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Пермскому краю о признании отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения незаконным и о возложении обязанности поставить на такой учет.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что проходит службу в органах внутренних дел. Стаж службы составляет 23 года 5 месяцев 27 дней.
В порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации N 1223 от 30 декабря 2011 г. "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", он обратился с заявлением к ответчику о постановке на учет для получения указанной социальной выплаты, приложив необходимые документы.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю от 01.03.2013г. ему было отказано в постановке на учет со ссылкой на п. "д" ст. 9 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1223.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Ветошкина В.И. в суд с настоящим иском, в котором он просил признать отказ в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения незаконным и возложить обязанность поставить его на такой учет.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Решением Свердловского районного суда г.Перми от 21 октября 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Отказ ГУ МВД России по Пермскому краю, изложенный в протоколе заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии от 01.03.2013г. N 4 в постановке заявителя на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения признан незаконным, на ответчика возложена обязанность поставить Ветошкина В.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами с 07 февраля 2013г.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Пермскому краю содержится просьба об отмене судебного постановления суда первой инстанции со ссылкой на то, что судом при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями законодательства.
Из материалов дела следует, что истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в связи с отчуждением его супругой Ветошкиной Н.В., принадлежащей ей однокомнатной квартиры, площадью 30,4кв.м. по адресу: **** , г.Пермь, прекращение права на это жилое помещение зарегистрировано 30.08.2011г.
Ответчик признал отчуждение супругой истца принадлежащего ей жилого помещения в качестве намеренных действий истца, повлекших ухудшение жилищных условий.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 (далее - Правила), принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
Согласно пункту 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
В силу пункта 9 Правил, сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий относится помимо прочего, отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи (подпункт "д").
Исходя из вышеуказанной нормы Правил, действиями по ухудшению жилищных условий признаются действия, совершенные непосредственно самим сотрудником по отчуждению имущества, имеющегося в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Действиями по ухудшению жилищных условий, являются только те действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо как в данном случае могут повлечь за собой возможность принятия на учет для получения единовременной выплаты.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
При этом суд исходил из того, что Ветошкиным В.И. был соблюден порядок и условия принятия на учет для получения единовременной выплаты, предусмотренные Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, а отказ в постановке его на учет противоречит пункту 16 названных Правил.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Пермскому краю указывает, что у Центральной жилищно-бытовой комиссии имелись основания для отказа в принятии истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ссылаясь на пп. "д" п. 9 Правил предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшения жилищных условий, не может быть принят на такой учет.
Между тем, доводы апелляционной жалобы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства, а ответчик исходит из неправильного толкования норм материального права.
Судом установлено и из материалов дела следует, что состав семьи истца состоит из шести человек, норма обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, исходя из Правил установлена не менее 15 квадратных метров.
При этом, как до, так и после продажи спорной квартиры площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого из проживающих в квартире граждан, составила менее 15 квадратных метров и её отчуждение не повлекло возникновение нуждаемости и возникновения права претендовать на принятие на учет, поэтому нет оснований для вывода о совершении истцом действий, направленных на ухудшение жилищных условий, что в свою очередь свидетельствует о наличии у него права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях, либо право на их получение.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Также суд первой инстанции обоснованно отметил, что предварительный договор купли-продажи квартиры заключен 11.07.2011г., то есть до даты опубликования Федерального закона N 247 ("Российская газета", N 157, 21.07.2011, "Собрание законодательства РФ", 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4595), поэтому заключение впоследствии основного договора купли-продажи не может вызвать негативных последствий для истца и применение к нему последствий, предусмотренных пп. "д" п. 9 Правил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отчуждение Ветошкиной Н.В. повлекло ухудшение жилищных условий и как следствие увеличит расходные обязательства государства по осуществлению единовременной социальной выплаты, для разрешения данного спора юридического значения не имеет.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г.Перми от 21 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю на решение - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.