Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Судневой В.Н. судей Степанова П.В., Елецких О.Б. при секретаре Окуловой Т.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кировского района г.Перми о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки
по апелляционной жалобе администрации Кировского района г.Перми на решение Кировского районного суда г.Перми от 27 ноября 2013 года, которым иск прокурора удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав объяснения представителя администрации Кировского района г.Перми Гусевой О.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности Пермского межрайонного природоохранного прокурора (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кировского района г.Перми (далее - администрация), просил возложить обязанность на администрацию ликвидировать несанкционированную свалку медицинских отходов, размещенную на площади около 25 кв.м. в желтых пакетах в количестве примерно 50 штук на земельном участке в кадастровом квартале ** , расположенном недалеко от ул. **** , возле садового кооператива, на пересечении проселочной дороги и газопровода низкого давления у обочины дороги, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования мотивированы тем, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Кировского района г.Перми, в ходе проверки на земельном участке, расположенном по вышеуказанному адресу выявлена несанкционированная свалка медицинских отходов класса Б., данный земельный участок не оборудован и не предназначен для размещения отходов производства и потребления.
Прокурор полагает, что согласно нормам действующего законодательства к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, однако выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении администрацией требований действующего законодательства, что нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением Кировского районного суда г.Перми от 27 ноября 2013 года иск прокурора удовлетворен, на администрацию возложена обязанность организовать проведение мероприятий, направленных на ликвидацию вышеупомянутой свалки, в срок до 01 мая 2014 года.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам, судом дана неправильная оценка и неправильно применены нормы материального права.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор, участвовавший в деле просит оставить решение без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 указанной статьи сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с положениями ст. 13 вышеназванного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" названные полномочия также отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п.п. 24 п. 1 статьи 8 Устава города Перми, к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Не исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством для органов местного самоуправления в указанной области, привело к загрязнению земельного участка и нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Постановлением администрации города Перми от 19 октября 2012 г. N 650 "Об установлении расходного обязательства Пермского городского округа по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Перми" установлено расходное обязательство Пермского городского округа по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Перми и определено, что данное расходное обязательство осуществляется при выполнении работ по ликвидации несанкционированных свалок с территории города Перми.
Под ликвидацией несанкционированных свалок для целей указанного Постановления понимается размещение на специализированных объектах бесхозяйных (брошенных собственником или иным образом оставленных им с целью отказаться от права собственности на них) отходов 1-У классов опасности, находящихся на муниципальных земельных участках или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Также установлено, что главными распорядителями бюджетных средств, организующими исполнение расходного обязательства, указанного в названном Постановлении являются территориальные органы администрации города Перми в соответствии с полномочиями, закрепленными в установленном порядке.
Ответчик в силу своего статуса отнесен к территориальным органам администрации города Перми (ст. 6.1 Устава города).
Территориальный орган осуществляет в пределах, установленных правовыми актами города Перми, исполнительно-распорядительные функции на территории района.
В пределах административных границ территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции, в том числе в сфере внешнего благоустройства: организует проведение мероприятий, направленных на выявление несанкционированных свалок, за исключением территорий, занятых городскими лесами; организует проведение мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок, в том числе на территориях, занятых городскими лесами (Решение Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 (ред. от 24.09.2013) "О территориальных органах администрации города Перми")
Разрешая спор по существу, суд обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность по ликвидации данной свалки лежит на администрации.
Как правильно указал суд, положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Ссылка на то, что медицинские отходы не относятся к отходам производства и потребления не основана на законе, поскольку медицинские отходы это все виды отходов, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Указанная позиция автора жалобы свидетельствует лишь о том, что администрации при организации проведения мероприятий, направленных на ликвидацию спорной свалки следует учесть требования, установленные законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при сборе, использовании, обезвреживании, размещении, хранении, транспортировке, учету и утилизации медицинских отходов.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Перми от 27 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кировского района г.Перми - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.