Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А., судей Швецова К.И. и Стрельцова А.С., при секретаре Кирьяновой О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 20 января 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 19 ноября 2013 года, которым постановлено, -
возложить на администрацию городского округа "Город Губаха" Пермского края обязанности:
включить Зорина А.И. в Список граждан, являющихся собственниками и нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, расположенных в ветхих (аварийных) домах, планируемых к расселению и сносу в рамках реализации муниципального проекта, регулирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа в рамках подпроекта "Ликивидация ветхих (аварийных) домов приоритетного регионального проекта "Достойное жильё" в 2013 году";
заключить с указанным лицом договор выкупа двух комнат общей площадью 62,8 кв.м, расположенных в квартире N ** дома N ** по ул. ****
выплатить Зорину А.И. безвозмездную субсидию на приобретение жилья в сумме *** рублей;
решение в части возложения обязанности включить в Список и заключить договор выкупа подлежит немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Швецова К.И., пояснения представителя администрации городского округа "Город Губаха" - Мальцевой Н.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Зорин А.И. обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями к администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края, приводя во внимание следующие обстоятельства.
25.05.2013 года истец приобрёл в собственность две комнаты общей площадью 29,3 кв.м и 33,5 кв.м в жилом доме по адресу: **** (получены свидетельства о государственной регистрации права). Указанный дом в ноябре 2009 года в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу.
04.04.2013 года решением Губахинской городской Думы N 49 утверждён муниципальный проект, регламентирующий проведение мероприятий по переселению граждан из аварийных жилых помещений в благоустроенные жилые помещения, сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" приоритетного регионального проекта "Достойное жильё". При отсутствии правовых оснований ответчик не включил Зорина А.И. в Список граждан, являющихся собственниками и нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, расположенных в ветхих (аварийных) домах, в том числе по адресу: **** планируемых к расселению и сносу в рамках реализации указанного муниципального проекта. В этом случае истец был лишён права на выкуп у него органом местного самоуправления двух комнат общей площадью 62,8 кв.м путём выплаты ему безвозмездной субсидии на приобретение достойного жилья в сумме *** рублей в порядке предоставления гражданам, имеющим непригодные для проживания жилые помещения, мер социальной поддержки.
В ходе разбирательства дела судом первой инстанции представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований, опираясь на приведённые выше обстоятельства. Ответчик иск не признал, пояснив, что истец не утратил возможность реализации своего права в период действия муниципального проекта о проведении мероприятий по переселению граждан из аварийных жилых помещений в благоустроенные жилые помещения на территории Губахинского городского округа в 2014 году. Перед этим Зориным А.И. нарушен порядок обращения в местную администрацию за выкупом у него двух комнат общей площадью 62,8 кв.м, расположенных в квартире N ** подлежащего сносу (аварийного) дома N ****
Губахинским городским судом Пермского края постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация городского округа "Город Губаха" Пермского края, т.к. считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Реализация ответчиком мероприятий по переселению граждан из аварийных жилых помещений в благоустроенные жилые помещения, сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа проводится, в том числе за счёт средств бюджета Пермского края. Суду необходимо было привлечь к участию в деле Правительство Пермского края и определиться, в каком именно объёме и соотношении должны использоваться средства местного и краевого бюджетов в целях принятия мер к улучшению жилищных условий истца. Ответчик не вправе самостоятельно распоряжаться средствами краевого бюджета.
В представленных на апелляционную жалобу возражениях Зорин А.И. просит оставить её без удовлетворения. По его мнению, доводы ответчика не основаны на заслуживающих внимание обстоятельствах, способных повлиять на законность выводов, изложенных в оспариваемом решении суда.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом требований, предусмотренных статьей 327.1 ГПК РФ, считает его подлежащим оставлению без изменения.
С учётом правильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, их доказанности, руководствуясь нормами действующего законодательства, районный суд правомерно удовлетворил требования истца.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности могут возникать вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно положениям подпункта 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения городского округа относится:
обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Как указано в частях 10 и 6 статьи 32 ЖК РФ, -
признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи;
выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
В развитие приведенных выше нормативных положений федерального законодательства, осуществлено принятие, -
Закона Пермского края от 24.12.2007 N 165-ПК "О региональном фонде софинансирования расходов";
постановления Правительства Пермского края от 08.02.2008 N 14-п "Об утверждении порядка реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жильё";
решения Губахинской городской Думы от 04.04.2013 года N 49 "Об утверждении муниципального проекта, регламентирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" приоритетного регионального проекта "Достойное жильё".
Принимая во внимание наличие в собственности истца двух комнат общей площадью 29,3 кв.м и 33,5 кв.м в жилом доме по адресу: **** в установленном порядке признанном аварийным и подлежащим сносу, вместе с тем с учётом отмеченных выше требований закона и иных нормативных правовых актов Зорин А.И. отнесённый к участникам названного муниципального проекта приобрёл право на своевременное заключение между ним и администрацией городского округа "Город Губаха" договора выкупа указанных жилых помещений с выплатой ему в порядке реализации данного договора безвозмездной субсидии на приобретение жилья в сумме *** рублей. Установленный судом размер субсидии ответчиком не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену постановленного судом первой инстанции решения по настоящему делу. Данным решением не исключается привлечение в необходимом порядке и размере средств бюджета Пермского края в процессе осуществления администрацией городского округа "Город Губаха" мероприятий по переселению граждан из аварийных жилых помещений в благоустроенные жилые помещения и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа. Указанные действия осуществимы на стадии исполнения судебного акта. На ответчика возложена лишь обязанность по созданию условий для реализации истцом жилищных прав. Вопрос о правах и об обязанностях Правительства Пермского края в рамках действия вышеуказанного муниципального проекта судом первой инстанции не разрешался.
Обращение решения суда к немедленному исполнению допустимо при наличии оснований, прямо предусмотренных статьями 211 и 212 ГПК РФ.
Усмотрев для этого особые обстоятельства районный (городской) суд обратил обжалуемый судебный акт к немедленному исполнению, с чем судебная коллегия не может согласиться. Исполнение ответчиком предписаний суда в установленный законом срок не приведёт к значительному ущербу для истца. Иное Зориным А.И. не доказано. Исковых требований о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев или восстановлении его на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума судом не рассматривалось.
Руководствуясь статьями 199 и 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 19 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.
Исключить из решения суда указание об обращении его к немедленному исполнению.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.