Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего: Кузнецовой Г.Ю. Судей Мехоношиной Д.В., Пьянкова Д.А. При секретаре Кармановой Ж.П.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 19.03.2014 года в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Розина Р.В. на решение Чердынского районного суда Пермского края от 19.12.2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Розина Р.В. к ФКУ ОИК- ** ГУ ФСИН России по Пермскому краю п. **** о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных Федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 годы, отказать.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., пояснения Розина Р.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Розин Р.В. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ОИК- ** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю п. **** о признании незаконным отказа жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК- ** ГУФСИН России по Пермскому краю п. **** по включению его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и выдаче жилищного сертификата. В обосновании заявленных требований указал, что он и члены его семьи проживают в п. **** Чердынского района Пермского края с 1978 года, имеют регистрацию по месту жительства в п. **** по ул. **** .
28.05.2013 года им было подано заявление с просьбой о включении его и членов его семьи в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N1050, на основании подпункта "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N153, вместе с необходимым пакетом документов. Решением жилищно-бытовой комиссии от 11.06.2013 года, которой начальником ОИК- ** было поручено рассмотрение указанного вопроса, ему было отказано во включении в состав участников подпрограммы. Основаниями для выводов комиссии послужил тот факт, что он не проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, отсутствие справок из регистрационных органов об отсутствии в собственности у него и членов семьи объектов недвижимости, а также то обстоятельство, что он не проживает по месту регистрации и по месту жительства. Полагая отказ комиссии незаконным. Просил удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании Розин Р.В. на удовлетворении заявленных требований настаивал.
ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ОИК- ** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю п. **** представителей в судебное заседание не направили.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Розин Р.В., ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В апелляционной жалобе указывает, что факт включения п.Ныроб в перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты (сертификата) установлен, не оспаривался ответчиком.
ФКУ ОИК- ** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю п. **** представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не приходит к следующему.
Установлено, что Розин Р.В., дата рождения, состоит в фактических брачных отношениях с М. , зарегистрирован по адресу: **** с 11.09.2003 года.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 03.11.2012 N 2065-р поселок **** Пермского края включен в перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, из которых переселение граждан осуществляется с использованием социальной выплаты для приобретения жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Помимо истца в указанном выше жилом помещении зарегистрированы: М. , дата рождения; сын Р. , дата рождения, дочь Р1. , дата рождения, дочь Р2. , дата рождения.
Договор социального найма квартиры заключен истцом с ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю 13.04.2012 года, в договор найма также включены члены семьи Розина Р.В. Какого-либо жилья на праве собственности Розину Р.В. и членам его семьи не принадлежит.
В настоящее время истец с семьей вынужденно проживают в п.Ныроб в арендуемом жилом помещении по ул.Лесная, 14-8.
28.05.2013 года истец обратился в ФКУ ОИК- ** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153, поскольку относится к категории граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
11.06.2013 года ФКУ ОИК- ** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю письменно известило истца об отказе в принятии решения по данному вопросу, в связи с не представлением полного перечня документов, необходимых для признания истца и членов его семьи в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153 гражданами, подлежащими переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Отказывая Розину Р.В. в удовлетворении заявленных требований о признании права на получение государственного жилищного сертификата, суд первой инстанции исходил из того, что п. **** , Чердынского района Пермского края не является поселком с особыми условиями хозяйственной деятельности, сведения о его внесении в соответствующий перечень Распоряжением Правительства РФ N 2065-Р от 03 ноября 2012 года отсутствуют.
Указанный вывод суда не может быть признан верным.
Юридически значимым для признания гражданина участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" является факт включения поселка, в котором он проживает, в перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты (сертификата).
Из материалов дела следует, что распоряжением Правительства РФ от 03.11.2012 N 2065-р поселок Ныроб Пермского края включен в перечень таких поселков, а Розин Р.В. и члены его семьи проживают в п.Ныроб на условиях договора социального найма жилого помещения, зарегистрированы в нем и иного жилья для постоянного проживания не имеют. Включение поселка Ныроб в указанный перечень подтверждается уведомлением Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции России от 28.11.2013 года (л.д.58), не оспаривалось ответчиком. То обстоятельство, что распоряжение Правительства РФ от 03.11.2012 N 2065-р не опубликовано в официальном источнике не может служить основанием для умаления жилищных прав заявителя.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "(в ред. от 18.02.2013) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее - подпрограмма), формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанным Постановлением Правительства РФ утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, в рамках подпрограммы, имеют граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Из указанной нормы следует, что проживание определенных категорий граждан РФ в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них данной категории лиц.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, содержащейся в решении от 23.12.2008 года N ГКПИ08-2151, граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, Розин Р.В. в соответствии с установленными обстоятельствами по делу относится к числу данной категории граждан, постановленное судом решение не может быть признано верным, поскольку истец имеет право на включение его в состав участников подпрограммы.
В соответствии с подп. "а" п. 19 Правил и п. п. 3, 4, 5 Инструкции "О порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам-участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее - Инструкция), а также с учетом решения Верховного Суда РФ от 23.12.2008 N ГКПИ08-2151, которым со дня вступления решения в законную силу признан недействующим подпункт 1 пункта 4 Инструкции в части, обязывающей граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, представлять вместе с заявлением о включении в состав участников подпрограммы справку из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении, для участия в подпрограмме и признания ее участником граждане, имеющие право на получение социальных выплат в связи с переселением из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, подают в учреждение УИС по месту расположения поселка заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1 к Правилам, с приложением следующих документов:
выписки из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
копии документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
документов о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1 (1) к Правилам;
справки соответствующего территориального органа ФСИН России о проживании на территории поселка согласно приложению N 2 к Инструкции.
Согласно пунктам 20, 21, 22 Правил и пунктам 7, 8, 9 Инструкции по результатам проверки представленных гражданами документов, подтверждающих право на участие в подпрограмме, выносится решение о признании (отказе в признании) граждан участниками подпрограммы. О принятом решении гражданин уведомляется письменно в 10-дневный срок с момента принятия данного решения. При этом если гражданину отказано в признании участником подпрограммы, в письме должны быть указаны причины отказа.
Одним из оснований для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является непредставление или неполное представление документов, указанных в пунктах 4 и 5 Инструкции.
Как следует из материалов дела, при обращении к ответчику истцом к заявлению от 28.05.2013 года были приложены необходимые документы, в том числе, о его согласии и согласии членов его семьи на обработку персональных данных о себе.
Исходя из перечня документов, подлежащих представлению гражданами в соответствии с подп. "а" п. 19 Правил и п. п. 3, 4, 5 Инструкции, приложенные Розиным Р.В. к заявлению документы содержали все необходимые сведения для разрешения ответчиком вопроса о праве истца на участие в подпрограмме.
Указание учреждением в протоколе от 11.06.2013 года на необходимость представления истцом иных документов: справки ЕГРП об отсутствии приватизированного жилья, справки БТИ, необоснованно, поскольку в соответствии с п. п. 44, 44 (3) Правил и п. 20 Инструкции данные документы подлежат представлению истцом после принятия решения о признании его участником подпрограммы и должны быть приложены к заявлению (рапорту) на получение сертификата.
Учитывая изложенное, имеются основания для признания истца участником подпрограммы, с возложением на ответчика обязанности включить Розина Р.В. в состав участников подпрограммы в порядке регистрации представленных документов является верным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чердынского районного суда Пермского края от 19.12.2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Розина Р.В. удовлетворить.
Признать право Розина Романа Викторовича на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, на семью из пяти человек: - М. , дата рождения, - Р. , дата рождения. - Р1. , дата рождения, - Р2. , дата рождения, включая истца Розина Р.В. , дата рождения.
Решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК- ** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от 11.06.2013 года об отказе Розину Р.В. во включении в список участников подпрограммы признать незаконным и отменить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.