Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Кузнецовой Г.Ю.
судей Мехоношиной Д.В., ПьянковаД.А.
при секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУФСИН по Пермскому краю на решение Чердынского районного суда Пермского края от 23 декабря 2013 года, которым постановлено :
Исковые требования Умяровой Е.Н. - удовлетворить.
Признать право Умяровой Е.Н. на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, на семью из двух человек: - У. , дата рождения, включая истца - Умярову Е.Н. , дата рождения.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., объяснения представителя ГУФСИН России по Пермскому краю на основании доверенности Морозовой Е.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Умяровой Е.Н. на основании доверенности Умяровой Е.А., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Умярова Е.Н. обратилась в суд с иском к ФКУ ОИК- ** , ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы на семью из двух человек.
В обоснование иска указывала, что 7 октября 2013 года, имея намерение оформить государственный жилищный сертификат, она обратилась в жилищно-бытовую комиссию ФКУ ОИК- ** о включении истца и ее дочери - У. в состав кандидатов участников Подпрограммы. Решением ЖБК ФКУ ОИК- ** от 15 октября 2013 года ей было отказано во включении дочери в состав участников подпрограммы. Полагая, что решением ЖБК ФКУ ОИК- ** ограничиваются ее права на получение жилищной субсидии в определенном размере, зависящем от количественного состава семьи, просила удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании Умярова Е.Н. участие не принимала, ее представитель на заявленных требованиях настаивал.
ФКУ ОИК- ** , ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России представителей в судебное заседание не направили.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит ГУФСИН России по Пермскому краю. Полагает, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, не имеющие жилья за пределами таких поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности. Проживание граждан в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности является необходимым и единственным основанием для выдачи государственных жилищных сертификатов. Переведясь по собственному желанию в ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Свердловской области и зарегистрировавшись по месту жительства по другому адресу, истица утратила возможность реализации права на получение государственного жилищного сертификата в рамках переселения из поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности. Считает, что решение суда является незаконным, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда просят отменить.
Умиряевой Е.Н. представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Судом первой инстанции установлено, что 7.10.2013 года Умаряева Е.Н. обратилась в ФКУ ОИК- ** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством " как лицо, проживающее в поселке учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК- ** от 15 октября 2013 года Умаряевой Е.Н. отказано во включении в состав участников подпрограммы, по тем основаниям, что заявитель не относится к категории граждан, подлежащих переселению в связи с не проживанием в пос.Ныроб.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы" Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" установлено, что формой финансовой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации данной подпрограммы, является приобретение им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на которое удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с подпунктом "б" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют:
- граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В силу п.17-а Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера субсидии в случае признания их в судебном порядке членами его семьи -для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы сохранены ранее установленные правила выпуска и реализации ПЖС в рамках вновь действующей Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
В силу п.5 Инструкция о порядке формирования списков получателей ГЖС, оформления и выдачи ГЖС гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в Уголовно-исполнительной системе (далее по тексту - Инструкция), утвержденной Приказом ФСИН России от 16 мая 2012 года N 267 граждане, проживающие на территории поселка, помимо документов, перечисленных в пункте 4 настоящей Инструкции, представляют справку соответствующего территориального органа ФСИН России о проживании на территории поселка согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции. Данная справка выдается начальником соответствующего территориального органа ФСИН России по результатам проверки проживания гражданина на территории поселка.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суд на основе анализа установленных по делу обстоятельств и положений закона пришел к обоснованному выводу о том, что истица как лицо, осуществляющее службу в уголовно-исполнительной системе и проживающее в поселке учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, переселение из которых осуществляется использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, относится к категории граждан, имеющих право на его получение на семью из двух человек в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством - федеральной целевой программы " Жилище " на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года.
Выводы суда основаны на верном применении норм материального права и не противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Так, судом установлено, что поселок **** Пермского края Чердынского района входит в перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации N 2065-Р от 03 ноября 2012 года.
На основании подпункта " б" пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Материалами дела подтверждается, что Умярова Е.Н. в период с 9 ноября 2005 года по 12 сентября 2012 года проходила службу в ИК-4 ФКУ ОИК- ** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю. С 12 сентября 2012 года истица проходит службу в УИС ФКУ ЖКУ ГУФСИН России Свердловской области, значится зарегистрированной по месту жительства в пос. **** с 15 декабря 2006 года по 30 октября 2012 года и 7 августа 2013 года по настоящее время.
Поскольку Умярова Е.Н. проживает и значится зарегистрированной по месту жительства в пос. **** , отказ во включении в состав участников подпрограммы по причине отсутствия необходимости в переселении в связи со службой в г. Екатеринбурге является неправомерным.
Разрешая заявленные Умяровой Е.Н. исковые требования, суд первой инстанции верно исходил из того, что сам факт службы в г.Екатеринбурге не влияет на ее право участия в данной подпрограмме, поскольку постоянным местом жительства истца является пос. **** . Отдаленность места службы от места проживания, в рассматриваемом случае правого значения не имеет, т.к. доказательств приобретения жилищных прав Умяровой Е.Н. с дочерью в жилом помещении, находящемся в другом населенном пункте, в частности в г.Екатеринбурге, суду представлено не было.
В соответствии с п.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, ответчиками представлено не было.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица не относится к числу граждан, подлежащих переселению, поскольку в пос. **** не проживает в связи со службой в г.Екатеринбурге были предметом оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Согласно положениям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Частью 3 статьи 2 вышеназванного Закона установлено, что под местом жительства в целях настоящего Закона подразумеваются: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
Таким образом, установив, что Умярова Е.Н. с дочерью У. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном в пос. **** , в котором они преимущественно проживают в качестве его собственников, а также недоказанности ответчиками приобретения истицей с дочерью прав на другое жилое помещение, следует признать правильными выводы суда о том, что на основании подпункта " б" пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года они имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, как граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Иных доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, основания для отмены принятого по делу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю на решение Чердынского районного суда Пермского края от 23 декабря 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.