Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Судневой В.Н. судейт Елецких О.Б., Кустовой И.Ю. при секретаре Окуловой Т.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Симоновой Т.Е. на решение Ленинского районного суда г.Перми от 13 декабря 2013 года, которым постановлено :
Симоновой Т.Е. в удовлетворении иска к Комиссии по землепользованию и застройке города Перми о признании незаконным решения от 18.07.2012 г. об установлении на земельном участке площадью 5307 кв.м., расположенного по адресу: **** , территориальной зоны ЦС-3, запретить администрации города Перми и Пермской городской Думе устанавливать на земельном участке территориальную зону ЦС-3, возложении на администрацию города Перми и Пермскую городскую Думу обязанности сохранить территориальную зону Ж-1 в отношении этого земельного участка, а также в возмещении расходов по оплате государственной пошлины отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя администрации г.Перми -Ждановой Е.А., представителя Пермской городской Думы- Дубининой О.Н., возражающих против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Симонова Т.Е. обратилась в суд с иском и с учетом уточнений исковых требований просит признать незаконным решение Комиссии по землепользованию и застройке города Перми (далее по тексту - Комиссия) от 18.07.2012 г. об установлении на земельном участке площадью 5307 кв.м., расположенного по адресу : **** , территориальной зоны ЦС-3, запретить администрации города Перми и Пермской городской Думе устанавливать на этом земельном участке территориальную зону ЦС-3, возложении на администрацию города Перми и Пермскую городскую Думу обязанности сохранить территориальную зону Ж-1 в отношении этого земельного участка (т.1, л.д. 4-5; т.2, л.д. 3-4, 52-53).
Свои требования истец обосновала тем, что она является собственником детской игровой площадки оздоровительного и рекреационного назначения по вышеуказанному адресу ; по данным кадастрового паспорта этого земельного участка он поставлен на кадастровый учет и имеет площадь 5307 кв.м. В 2011 году она обратилась в департамент земельных отношений администрации города Перми с просьбой заключить договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене, договоренности достигнуто не было. Заочным решением Индустриального районного суда г. Перми от 27.09.2012 г. отказ данного департамента признан незаконным. 18.07.2012 г. Комиссией по землепользованию и застройке города Перми принято решение об установлении на данном земельном участке территориальной зоны ЦС-3 вместо ранее установленной зоны Ж-1, в которую в основные виды разрешенного использования входят детские площадки с элементами озеленения, в связи с чем допустимо размещение детской игровой площадки оздоровительного и рекреационного назначения. В зоне ЦС-3 размещение таких объектов не допускается. В дополнениях к заявлению истцом указано, что она является собственником земельного участка по вышеуказанному адресу, вид разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка - многоквартирные жилые дома. 10.09.2013 г. она обратилась в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на вышеуказанном участке, на что в устной форме получила отказ, мотивированный тем, что будут внесены изменения в вид территориальной зоны; 18.09.2013 г. в отношении данного земельного участка проведены публичные слушания для изменения территориальной зоны с Ж-1 на ЦС-3; по заключению ООО "Институт комплексных систем "Защита жизни" от 16.09.2013 г. находящийся в ее (истца) собственности объект не может быть расположен в территориальной зоне ЦС-3. 05.11.2013 г. Дзержинским районным судом г. Перми удовлетворены ее (истца) требования о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома. Ответчики предпринимают меры к внесению изменений в территориальную зону, принятым решением Комиссия нарушила ее (истца) права, а также ограничено ее право собственника на выбор в использовании земельного участка.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Симонова Т.Е. указывая, что при принятии решения были нарушены ее права и интересы как собственника детской игровой площадки оздоровительного и рекреационного назначения, размещение которой в зоне ЦС-3 не допускается, а также ограничено право на выбор в использовании земельного участка.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда по оводам апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок площадью 5307 кв.м. с кадастровым номером ** , расположенный по адресу: **** поставлен на государственный кадастровый учет 20.07.2010 г. с разрешенным использованием - для строительства спортивно-оздоровительного комплекса, предоставлялся в этих же целях ООО "Сибирь" распоряжениями начальника ДЗО от 25.05.2010 г., от 08.09.2010 г., в связи с чем договор аренды земельного участка заключался 08.10.2010 г. между ДЗО (арендодатель) и ООО "Сибирь" (арендатор) для строительства спортивно-оздоровительного комплекса; земельный участок передан арендатору 09.09.2010 г.
11.04.2011 г. распоряжением начальника Департамента планирования и развития территории города Перми администрации города Перми утвержден градостроительный план этого земельного участка, согласно которому основным видом использования явились детские площадки с элементами озеленения и спортивные площадки; 28.04.2011 г. тем же департаментом выдано разрешение на строительство строительно-оздоровительного комплекса (СОК) с детской игровой площадкой в соответствии с утвержденной ООО "Сибирь" проектной документацией, а 16.06.2011 г. - разрешение на ввод в эксплуатацию объекта - СОК с детской игровой площадкой, без зданий и встроено-пристроенных помещений. 30.06.2011 г. за ООО "Сибирь" зарегистрировано право собственности на СОК с детской игровой площадкой, с голубятней, площадкой для сбора мусора, ограждением, воротами, калиткой, тротуаром, площадь застройки - 225,6 кв.м. 26.07.2011 г. ООО "Сибирь" продало данный объект истцу, которой в настоящее время по этому адресу принадлежит на праве собственности детская игровая площадка оздоровительного и рекреационного назначения, площадь застройки 225,6 кв.м.; первоначально право истца на объект было зарегистрировано 05.08.2011г.
Заочным решением Индустриального районного суда г. Перми от 27.10.2012 г., вступившим в законную силу, отказ ДЗО о предоставлении истцу вышеуказанного земельного участка по выкупной цене признан незаконным (т.1, л.д. 24-30).
07.08.2013 г. зарегистрировано первоначально право собственности истца на этот земельный участок, 17.09.2013 г. истцу выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права собственности на тот же земельный участок, где определен следующий вид разрешенного использования земельного участка: "Многоквартирные жилые дома" (т.2, л.д. 8).
В отношении данного земельного участка и смежных к нему земельных участков определена территориальная зона Ж-1, что подтверждается соответствующими схемами (т. 1, л.д. 95; т.2, л.д. 107).
Решением Комиссии, оформленным протоколом заседания Комиссии от 18.07.2013 г. N 14, принято предложение Батуевой Л.Г. об изменении территориального зонирования в отношении указанного земельного участка с установлением на этом земельном участке зоны ЦС-3 в соответствии с правоустанавливающими документами на земельный участок, о чем истец была извещена письмом Комиссии от 03.10.2012 г. (т.1, л.д. 12-13, 31, 88-94, 96-98).
Согласно пункту 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ - территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрадК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
На основании части 2 ст. 30 ГрадК РФ правила землепользования и застройки включают в себя:
порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
карту градостроительного зонирования;
градостроительные регламенты.
Частью 4 ст. 30 ГрадК РФ определено, что границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 33 ГрК РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Частью 1 ст, 35 ГрадК РФ предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В силу положений статьи 34 ГрадК РФ границы территориальных зон устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки.
Как следует из положений частей 5 и 6 ст. 31 ГрадК РФ, решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Отказывая в удовлетворении требований Симоновой Т.Е. о признании незаконным решения Комиссии по землепользованию и застройке г.Перми от 18.07.2012г. об установлении на земельном участке площадью 5307 кв.м., расположенного по адресу **** территориальной зоны ЦС-3, суд исходил из того, что данное решение Комиссии не может расцениваться как нарушающее права истца, учитывая не только рекомендательный характер этого решения, но и то обстоятельство, что соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки Комиссией не внесены.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
С принятием решения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждается состав и порядок деятельности Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Постановлением администрации г.Перми от 29.05.2008г. N 449 утверждено положение о Комиссии по землепользованию и застройке города Перми, которая исходя из п.2.1 Положения является специально созданным постоянно действующим консультативным органом при главе г.Перми. В соответствии с пунктом 4.2 Положения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Комиссия имеет право давать рекомендации органу администрации г.Перми, уполномоченному в области градостроительной деятельности., должностными лицам по вопросам подготовки, согласования, установления порядка организации и регламента проведения публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила и реализации Правил, иным вопросам, входящим в компетенцию Комиссии. Как предусмотрено пунктами 11.5 и 11.6 Положения, Комиссия по результатам заседаний издает решения на бланке установленного образца за подписью председателя Комиссии либо исполняющего его обязанности. Рекомендации, принятые Комиссией по вопросам, входящим в ее компетенцию, направляются главе администрации города для принятия соответствующих решений.
Аналогичное правое положение Комиссии предусмотрено статьей 9 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007г. N 143.
На основе анализа содержания вышеприведенных норм Положения о Комиссии, а также статьи 9 Правил землепользования и застройки, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о рекомендательном характере обжалуемого решения Комиссии от 18.07.2012г., не нарушающего прав истицы как собственника земельного участка. Отказывая в удовлетворении требований суд также правильно учел, что на дату разрешения спора в Правила землепользования и застройки соответствующие изменения в части зонирования земельного участка, принадлежащего Симоновой Т.Е.не внесены.
Следует также признать верными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Симоновой Т.Е. для наложения запрета администрации г.Перми и Пермской городской Думе устанавливать на земельном участке территориальную зону ЦС-3, возлагать на администрацию г.Перми и Пермскую городскую Думу обязанность сохранить территориальную зону Ж-1 в отношении этого земельного участка.
Правила землепользования и застройки, определяющие виды территориальных зон, их размещение на карте градостроительного зонирования города Перми, распространяются на неопределенный круг лиц, рассчитаны на неоднократное применение, содержат в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, опубликованы в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь (N48 от 10.07.2007 г.), т.е. данный акт является нормативным правовым актом. На основе анализа положений ст.ст. 10 и 12 Конституции РФ, части 1 ст. 7 и п. 26 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6.10.2003г. " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он не вправе обязать орган местного самоуправления запретить вносить изменения в нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Отказывая в этой части требований суд также верно указал, что данные требования истца направлены на вмешательство суда в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления - Пермской городской Думы, что является недопустимым и свидетельствует о неверном выборе истцом способа защиты своих прав.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обжалуемым решением Комиссии нарушаются права заявителя как собственника земельного участка и детской игровой площадки, были предметом оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Не влияют на правильность постановленного решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что размещение детской игровой площадки оздоровительного и рекреационного назначения в территориальной зоне ЦС-3 не допускается, поскольку решение Комиссии носит рекомендательный характер и само по себе не влечет изменения территориальной зоны. Кроме того, на момент разрешения спора изменения в части зонирования земельного участка в Правила землепользования и застройки не внесены.
Жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 13 декабря 2013 года по доводам апелляционной жалобы Симоновой Т.Е оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.