Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего - Лаврентьева В.Ю., Судей - Хасановой В.С, Опалевой Т.П., При секретаре Семченко И.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 17 марта 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Березники Пермского края на решение Березниковского городского суда Пермского края от 06 ноября 2013 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение комиссии Управления пенсионного фонда РФ в г.Березники Пермского края от 08.08.2013 г. N65/1 в части не включения в специальный стаж Султанова И.М. службы в рядах Советской Армии в период с 15.11.1987 г. по 09.12.1989 г.
Включить в специальный стаж работы Султанова И.М. , дающий право на назначение трудовой пенсии на льготных условиях период его службы в рядах Советской Армии с 15.11.1987 г. по 09.12.1989 г.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ в г.Березники назначить Султанову И.М. досрочную трудовую пенсию по п.п.П п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ со дня возникновения права на указанную пенсию - с 10.08.2013 г.
Заслушав доклад судьи Хасановой В.С, пояснения истца Султанова И.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Султанов И.М. обратился в суд с иском о признании незаконным решения Пенсионного фонда от 08.08.2013 г. N65/1 об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по п.п.11 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ, включении в специальный стаж периода прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии с 15.11.1987 г. по 09.12.1989 г., досрочном назначении трудовой пенсии по старости с даты наступления права на досрочную трудовую пенсию - с 15.08.2013 г., считая незаконным решение Пенсионного фонда, принятое без учета положений п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", позволяющего засчитывать период службы в Советской Армии в специальный стаж при условии выполнения соответствующей работы, как предшествовавшей периоду службы в Армии, так и следовавшей за окончанием этого периода.
В судебном заседании истец Султанов И.М. на удовлетворении иска настаивал по изложенным в нем доводам.
Представители ответчика Зимнин В.В. и Вьюхина И.П. поддержали позицию Пенсионного фонда, изложенную в решении комиссии Управления пенсионного фонда РФ в г.Березники от 08.08.2013 г. N65/1.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик, доводы жалобы аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, считают, что судом не учтено, что истец не мог рассчитывать на досрочное назначение пенсии по старости даже учитывая период службы в рядах Советской Армии, поскольку не достиг необходимого возраста, судом не учтено, что до 1991 года требовалось выработка полного 10 - летнего льготного стажа для выхода на пенсию работникам на подземных работах, даже с учетом службы в армии.
В деле представлены письменные возражения истца на апелляционную жалобу ответчика.
Проверив материалы дела, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения, заслушав пояснения истца, возражавшего в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
При этом решение суда в соответствии со ст.327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы.
Судом установлено, что Султанов И.М. обратился в Пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по подп.11 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Решением ГУ УПФР в г.Березники Пермского края от 08.08.2013 г. N65/1, принятым на основании Протокола заседания Комиссии, истцу отказано в досрочном назначении пенсии ввиду отсутствия у него требуемого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ, при подсчете которого ответчиком из данного стажа был исключен период прохождения истцом действительной военной службы в рядах Советской Армии с 15.11.1987 г. по 09.12.1989 г. по мотиву того, что включение данного периода не предусмотрено подп.11 п.1 ст.27 ФЗ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". На дату обращения за пенсией специальный стаж истца составил 22 года 10 мес. 25 дней.
Из материалов дела следует, что Султанов И.М. с 12.08.1987 г. работал электромонтером по ремонту электрооборудования на подземном горном карналитовом участке N 1 в шахте Первого Березниковского калийного рудоуправления, в период с 15.11.1987 г. по 09.12.1989 г. проходил службу в рядах Советской Армии, при этом после демобилизации истец с 28.02.1990 г. продолжил работу электрослесарем участка подземного самоходного транспорта и доставки рудника в шахту Первого Березниковского калийного рудоуправления.
Разрешая требования истца, суд исходил из того, что действующее на момент прохождения истцом службы в армии правовое регулирование предусматривало возможность включения периодов службы в армии в специальный стаж.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно применяет законодательство, не учитывает, что истец не мог рассчитывать на досрочное назначение пенсии по старости, даже учитывая период службы в рядах Советской Армии, основаны на неверном толковании норм права и не могут быть приняты во внимание.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Пункт 109 действовавшего в период службы истца в Советской Армии Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, предусматривал, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (статья 37, часть 3; статья 41, часть 1). По смыслу названных положений, государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.
Правовая природа данного вида пенсий обусловливала и особенности приобретения права на установление такой пенсии, а также характер и содержание обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на ее получение.
По смыслу положений статей 2, 10, 12, 13, 16, 88 и 92.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", право на получение пенсии в связи с особыми условиями труда данный Закон (как и ранее действовавшие нормативные правовые акты Союза ССР) связывал с наличием у работника специального трудового стажа (суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности) -в данном случае стажа подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах.
Правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа (выполнением указанных работ), как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Проработав определенный период в производстве с особо вредными условиями труда и приобретя тем самым специальный трудовой стаж, требуемый для назначения пенсии на льготных условиях, работник может поменять место работы либо вообще оставить работу, если он имеет необходимый общий трудовой стаж. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, независимо от характера их занятий ко времени обращения. Применительно к пенсии по старости в связи с особыми условиями труда это означает, что гражданину, у которого есть необходимый для назначения пенсии трудовой стаж (общий и специальный), но который прекратил работу, не достигнув соответствующего пенсионного возраста, она назначается по достижении этого возраста.
Однако названные правовые основания (стаж и возраст) не могут рассматриваться как равнозначные, поскольку их роль в механизме реализации гражданами права на трудовую пенсию различна. Данный вывод основан на том, что, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, пенсии, назначаемые гражданам в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом.
Таким образом, оценку пенсионных прав истца необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период, поскольку, истец, принимая решение о характере своей трудовой деятельности в этот период, был вправе рассчитывать на предусмотренное социальное обеспечение в будущем. Наступившие впоследствии изменения в законодательстве не должны ограничивать такую возможность.
В связи с этим, исходя из принципа предсказуемости правовой определенности поведения государства, период службы истца в Советской Армии подлежит включению в специальный стаж независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости, специальный стаж истца составил более 25 лет, что является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Право на включение данного периода в трудовой стаж не может быть утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что вышеназванный период военной службы подлежит включению в стаж работы при назначении досрочной трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за пенсией и времени возникновения у него на это права, и обоснованно включил указанный период военной службы истца в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение пенсии в соответствии Федеральным Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.
При изложенных обстоятельствах приведенные в жалобе доводы о том, что период службы в армии не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 ГПК РФ не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березниковского городского суда Пермского края от 06 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Березники Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.