Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Змеевой Ю.А.
Судей Варовой Л.Н., Позолотиной Н.Г.
При секретаре Цыганковой Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми 26 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 19 декабря 2013 года, которым постановлено : возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Заякиной Ю.А. в пределах г.Перми по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м.
Заслушав доклад судьи Позолотиной Н.Г., пояснения Заякиной Ю.А., заключение прокурора Третьяковой О.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района в интересах Заякиной Ю.А. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края о предоставлении Заякиной Ю.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения применительно к условиям г.Перми, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м..
Заявленные требования прокурор обосновал тем, что Заякина Ю.А., /дата рождения/ относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по г.Перми включена в список детей-сирот, проживающих на территории г.Перми, имеющих право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, на основании данных, поступивших из органов местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот, до настоящего времени жилое помещение ей не представлено.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Правительство Пермского края. Указывает, что является ненадлежащим ответчиком. 9.09.2013г. постановлением Правительства Пермского края утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилого помещения. Согласно данному порядку КГБУ " Дирекция по капитальному строительству" является уполномоченным лицом в сфере предоставления специализированных жилых помещений. Кроме того, при вынесении решения суд не учел то, что в настоящее время Заякина Ю.А. обучается в ГБОУ СПО " *** ", находится на государственном обеспечении, в том числе обеспечена койко-местом в общежитии, где зарегистрирована по месту пребывания до 30.06.2015г, следовательно, право на получение жилья у нее возникнет лишь по завершении обучения, в настоящее время у Заякиной Ю.А. такого права нет.
Судебная коллегия, полагает возможным, в порядке ст. 354 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что Заякина Ю.А. родилась /дата/, т.е. на дату обращения с иском в суд достигла 18-летнего возраста.
Решением Индустриального районного суда г.Перми от 12.04.2002 г. мать истца - З. в отношении истца лишена родительских прав, отец З1. - записан со слов матери. Заякина Ю.А. направлена в государственное (муниципальное) учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней закреплено жилое помещение в частном доме по адресу: г.Пермь, ул. **** .
По ходатайству директора МУ "Приют " *** " Заякина Ю.А. поставлена на учет для улучшения жилищных условий по внеочередному списку, в связи с тем, что по адресу: **** никогда не проживала, собственником дома является К., которая не приходится семье Заякиной близкой родственницей и отказывается прописывать детей.
С 11.02.2012г. Заякина Ю.А. зарегистрирована по месту пребывания на срок по 30.06.2015г. в общежитии по адресу: **** , поскольку является студенткой ГБОУ СПО " *** ".
При этом суд установил, что за истцом какие-либо права на жилые помещения отсутствуют, в собственности жилых помещений у нее и ее матери нет, что подтверждается сведениями регистрирующих органов. Жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени Заякина Ю.А. не обеспечена.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Как указано частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Исходя из анализа положений ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 N 159 -ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ( в редакции от 29.02.2012г) предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения судом обоснованно возложена на Правительство Пермского края как на исполнительный орган Пермского края.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Правительство Пермского края является не надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с постановлением от 09.09.2013г. был определен орган исполнительной власти, осуществляющий предоставление жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения, на незаконность постановленного решения не указывают. Отклоняя указанные доводы при разрешении спора по существу, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013г. N 1194-п, фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений. КГБУ " Дирекция по капитальному строительству", на которое в жалобе ссылается Правительство Пермского края как на учреждение, уполномоченное в сфере предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированного жилого помещения, в соответствии с названным Порядком осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого в исключительную компетенцию данного учреждения не относится.
При таких обстоятельствах, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы Правительства Пермского края, судебная коллегия не усматривает.
Кроме того, исходя из анализа ст.8 Федерального закона N159-ФЗ основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья, в частности, связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, учреждении такого рода, нахождения в приемной семье, установления опеки (попечительства), и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, на основании пункта 1 части 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края" жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии с частью 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 (в редакции от 14.12.2012 г.) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
лицо проживает в Пермском крае;
лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Следовательно, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма у Заякиной Ю.А. возникло.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не влекут отмену законного и обоснованного решения.
Иных доводов, имеющих правовое значение и влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 19 декабря 2013 года по доводам апелляционной жалобы Правительства Пермского края оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.