Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Бузмаковой О.В.,
судей Опалевой Т.П., Петуховой Е.В.,
при секретаре Торсуковой Т.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 16.01.2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ на решение Свердловского районного суда г. Перми от 27.09.2012 г., которым
постановлено:
"Обязать Государственное учреждение Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Ангеловскому А.П. путевку на санаторно-курортное лечение и талоны на проезд к месту лечения и обратно за период с 01.01.2010 года по 01.01.2011 года."
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., объяснения представителя ответчика ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ангеловский А.П. обратился в суд с иском к Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение и талоны на проезд к месту лечения и обратно за период с 01.01.2010 года по 01.01.2011 года. Исковые требования он мотивировал тем, что является инвалидом 3 группы и по медицинским показаниям на основании Федерального закона "О государственной социальной помощи" имеет право на льготное обеспечение санаторно-курортным лечением за счет федерального бюджета в виде путевки и талонов на безденежный проезд транспортом к месту лечения и обратно. Ответчик не предоставил ему вышеуказанное обеспечение санаторно-курортным лечением за 2010 год.
В судебном заседании истец на иске настаивал, пояснил, что 10.03.2010 года он подал ответчику заявление на предоставление ему путевки и талонов на проезд, а также все необходимые документы. Но в 2010 году ему путевка не была предоставлена, о чем ответчик выдал ему соответствующую справку. В январе 2011 года он пришел к ответчику с документами и хотел подать заявление на 2011 год, но сотрудник Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ ему разъяснил, что у него действуют документы за 2010 год, подавать новое заявление нет необходимости. В сентябре 2011 года он получил путевку, но посчитал, что эта путевка предоставлена ему за 2011 год. 21.12.2011 года он подал очередное заявление о предоставлении ему путевки и талонов на проезд.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, указывая на то, что при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ или в органы социальной защиты населения по месту жительства до 01 декабря текущего года. Ангеловский А.П. с заявлением и справкой формы 070/у-04 для получения путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 г. обратился 10.03.2010 г. В связи с недостаточностью объема финансирования из федерального бюджета путевка на санаторно-курортное лечение Ангеловскому А.П. была предоставлена только в сентябре 2011 г. 21.12.2011 г. Ангеловский А.П. вновь обратился с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, которое не может расцениваться как заявление, поданное на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение на 2011 г., поскольку законодательством установлен срок подачи заявления на текущий год - до 01 декабря текущего года, поэтому ссылка суда на то, что заявление от 21.12.2011 г. можно расценить как заявление, поданное на предоставление путевки за 2011 г., является необоснованной и противоречащей действующему законодательству.
Кроме того, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Количество путевок на санаторно-курортное лечение может быть приобретено на соответствующий год только в пределах средств федерального бюджета, выделенных на данный календарный год. Соответственно право на предоставление путевки сохраняется лишь до конца текущего года и в пределах средств, выделенных на этот год. Данная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 г. N817-0.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихсяграждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
Из ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3 указанного Федерального закона следует, что право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В состав предоставляемых им социальных услуг включаются предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.3, 3.7, 3.8, 4.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года N 328, в случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение набора социальных услуг (социальной услуги), периодом предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги) является период с даты приобретения гражданином права на получение набора социальных услуг (социальной услуги) до 31 декабря текущего года.
Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.Одновременно с получением в исполнительных органах Фонда или органах социальной защиты населения санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте.
Судом установлено, что Ангеловский А.П. является инвалидом 3 группы и по медицинским показаниям на основании Федерального закона "О государственной социальной помощи" имеет право на льготное обеспечение санаторно-курортным лечением за счет федерального бюджета в виде путевки и талонов на безденежный проезд транспортом к месту лечения и обратно.
10.03.2010 года Ангеловский А.П. подал заявление в Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о предоставлении ему санаторно-курортной путевки по медицинским показаниям в 2010 году на основании ст. 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ. К указанному заявлению им была приложена справка для получения путевки от 17.02.2010 года.
В 2010 г. путевка на санаторно-курортное лечение и талоны на проезд к месту лечения ему предоставлены не были в связи с недостаточностью средств, выделенных из федерального бюджета на эти цели.
02.08.2011 года ответчиком было направлено истцу уведомление о возможности предоставления путевки на санаторно-курортное лечение и о необходимости представления из лечебного учреждения новой справки формы 070/у-04 для получения путевки, при этом ответчик не указал истцу, что ему предоставляется путевка на санаторно- курортное лечение за 2010 год.
11.08.2011 г. Ангеловский А.П. представил ответчику такую справку.
В сентябре 2011 года истцу была предоставлена путевка в санаторий " *** " **** со сроком лечения с 29.09.2011 года по 16.10.2011 года, вместе с путевкой ему были предоставлены талоны на безденежный проезд железнодорожным транспортом.
16.12.2011 года Пермским региональным отделением Фонда социального страхования РФ истцу была выдана справка, согласно которой ответчик подтвердил, что в период с 01.01.2010 года по 01.01.2011 года путевка на санаторно-курортное лечение и талоны на проезд к месту лечения и обратно за счет федерального бюджета истцу не предоставлялись. При этом ответчик вновь не указал, что истцу за 2010 год были предоставлены путевка и талоны в сентябре 2011 года.
21.12.2011 года истец подал ответчику заявление о предоставлении ему санаторно-курортной путевки по медицинским показаниям согласно справки для получения путевки N 404 от 14.12.2011 года.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действиями ответчика истец был введен в заблуждение, поскольку в 2010 году путевка на санаторно-курортное лечение ему в нарушение действующего законодательства не была предоставлена, а в 2011 году ответчик, предоставляя путевку на санаторно-курортное лечение, в своем уведомлении не сообщил истцу о том, что эта путевка предоставляется по его заявлению за 2010 год. Принимая у истца 11.08.2011 г. справку формы 070/у-04 ответчик не разъяснил, что для получения путевки на очередной календарный год он должен подать новое заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение и талонов на проезд к месту лечения. Более того, в последующем ответчик выдал справку о том, что за 2010 год истцу путевка на санаторно-курортное лечение и талоны на проезд не предоставлялись. Поэтому истец полагал, что ему предоставлена путевка за 2011 год, а не за 2010 год. В противном случае истец мог бы воспользоваться своим правом на подачу в срок до 01.12.2011 года заявления на получение путевки на санаторно-курортное лечение и талонов на проезд за 2011 год.
Таким образом, истец, как инвалид, имел право на получение путевки на санаторно-курортное лечение и талонов на проезд как в 2010 г., так и в 2011 г., представил в Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ справки формы 070/у-04 для получения путевки как в 2010 г., так и в 2011 г., путевка на санаторно-курортное лечение ему была предоставлена лишь один раз, поэтому он вправе претендовать на получение путевки на санаторно-курортное лечение и талонов на проезд к месту лечения и обратно за период с 01.01.2010 года по 01.01.2011 года, так как ответчик в выданной истцу справке признал, что Ангеловский А.П. правом на санаторно-курортное лечение и проездом к месту лечения в 2010 г. не воспользовался.
Принимая во внимание, что истец своевременно представил ответчику необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования РФ, поскольку, установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. При этом Фонд социального страхования РФ не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и по истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
В определении Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 г. N 817-0 не содержится вывода о том, что право на предоставление путевки сохраняется лишь до конца текущего года и в пределах средств, выделенных на этот год. Данная правовая позиция была изложена в определении судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26.10.2011 г. по конкретному гражданскому делу, ссылка на которое имеется в определении Конституционного Суда РФ. При этом Конституционный Суд РФ указал, что установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения части 2 статьи 6.3 данного Федерального закона, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном заявителем аспекте.
Таким образом, при разбирательстве дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка. Выводы, к которым пришел суд, в решении мотивированы с учетом установленных обстоятельств и исследованных по делу доказательств. Решение суда основано на нормах закона, подлежащих применению, поэтому обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Перми от 27.09.2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Пермского регионального отделения Фонда социального страхования без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.