Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Высочанской О.Ю. Судей Мезениной М.В., Першиной Л.В., при секретаре Шейко Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 19 марта 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Бардымского муниципального района Пермского края на решение Бардымского районного суда Пермского края от 25 декабря 2013 г., которым постановлено:
" Исковые требования Пономаревой Л.И. удовлетворить.
Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края предоставить П. , дата рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту его жительства в с. **** , Бардымского района Пермского края."
Заслушав доклад судьи Мезениной М.В., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пономарева Л.И. обратилась в суд с иском к администрации Бардымского муниципального района в интересах малолетнего сына П. , дата рождения, о возложении на администрацию муниципального района обязанности по предоставлению ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в с. **** на том основании, что частью 1, 2 статьи 43 Конституции РФ и Законом РФ "Об образовании" гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Администрация Бардымского муниципального района - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения. Право Пономарева Д.Д. на получение бесплатного дошкольного образования администрацией Бардымского муниципального района не обеспечено, место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено.
Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика администрации Бардымского муниципального района Пермского края, Представитель третьего лица - Управления образования администрации Бардымского муниципального района просили в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация Бардымского муниципального района Пермского края, указывая на то, что комплектование групп в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях производится на начало учебного года, при наличии свободных мест и условий - в течение всего учебного года. Учет детей для приема в муниципальные дошкольные образовательные учреждения ведет управление образования администрации Бардымского муниципального района. Реализация родителями несовершеннолетнего П. права на получение ребенком дошкольного образования должна осуществляться без нарушения прав других детей, поставленных на учет ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении. Судом первой инстанции также не учтено, что превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.1249-03), которыми определено допустимое количество детей в группах.
Право на общедоступность дошкольного образования будет реализовано в порядке очередности с учетом прав и интересов других детей.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в пределах этих доводов (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Судом установлено, что Пономарева Л.И., являясь матерью П. , дата рождения, 30 мая 2012 года обратилась с заявлением об устройстве в ДОУ. Решением комиссии по комплектованию ДОУ Бардымского муниципального района от 12.08.2013 г. П. не зачислен в список детей в виду отсутствия мест в дошкольных образовательных учреждениях в **** для детей 2012 года рождения.
Согласно справке МТУ N5 Минсоцразвития Пермского края семья Пономаревой Л.И. является многодетной и малоимущей.
Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 43 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В силу пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Статья 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" гарантирует гражданам РФ возможность получения образования независимо от возраста и состояния здоровья, общедоступность дошкольного образования. Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами относится к компетенции образовательного учреждения.
Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех типов регулируется Типовым положением "О дошкольном образовательном учреждении", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 666.
Согласно пункту 15 указанного Постановления учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления. В соответствии с Положением в дошкольные образовательные учреждения принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (пункт 28). Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе (пункт 25). Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем (пункт 29).
Согласно п. 3.6 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп в муниципальных образовательных учреждениях Бардымского муниципального района, утвержденного Постановлением Главы Бардымского муниципального района от 08.06.2009 N 488 в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет на основании заявления родителей (законных представителей), медицинского заключения, путевки управления образования (для МДОУ с. Барда).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, положения вышеуказанных правовых норм суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об удовлетворении требований Пономаревой Л.И. При этом суд обоснованно счел несостоятельными доводы администрации Бардымского муниципального района о том, что предоставление П. , дата рождения, места в дошкольном образовательном учреждении невозможно ввиду отсутствия свободных мест. Орган местного самоуправления как учредитель дошкольных образовательных учреждений, должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что действующее законодательство гарантирует всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями.
Кроме того, суд верно обратил внимание на то, что семья истца является многодетной. Пономарева Л.И. обратилась с заявлением о предоставлении места в ДОУ 30 мая 2012 года, однако до настоящего времени место её сыну- П. , достигшему необходимого возраста, не предоставлено.
Правовых оснований для отказа истцу в предоставлении места ее ребенку в детском дошкольном учреждении не имеется.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии свободных мест в ДОУ не влияют на законность решения суда по существу, поскольку они фактически связаны с вопросом исполнения решения суда.
В целом, жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут -служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бардымского районного суда Пермского края от 25 декабря 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Бардымского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.