Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Лаврентьева В.Ю. судей Хасановой B.C., Ефремовой О.Н. при секретаре Семченко И.Г.
рассмотрела дело по апелляционной жалобе Управления пенсионного фонда в Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми на решение Свердловского районного суда г. Перми от 28.10.2013 года, которым постановлено возложить обязанности на Управление пенсионного фонда в Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми предоставить Козлову В.В. право на распоряжение средствами материнского( семейного) капитала в законных интересах дочери К. .
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.Ю., пояснения истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Козлов В.В. обратился с иском к Управлению пенсионного фонда в Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми о возложении обязанности дать разрешение на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в законных интересах дочери. Истец пояснил следующее.
18.04.2013 года Козлов В.В. и его дочь К. заключили договор купли-продажи квартиры, на основании которого они приобретают в собственность по 1/4 доли в праве собственности 2 комнатной квартиры, расположенной по адресу: **** которую истец намеревается приобрести с использованием материнского (семейного) капитала в размере *** рублей.
21.05.2013 года он получил отказ Управления пенсионного фонда в Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми об отказе в согласии в распоряжении материнским капиталом со ссылкой на то, что родители ребенка не поименованы в перечне лиц, которые вправе обращаться с заявлением о распоряжении капиталом. Отказ он считает незаконным, поскольку родители являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их интересов.
В судебном заседании истец на иске настаивал, представитель ответчика иск не признал.
Судьей постановлено решение, об отмене которого просит ответчик. Доводы жалобы следующие.
Родители ребенка не поименованы в перечне лиц, которые вправе обращаться с заявлением о распоряжении капиталом, в случае приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям п.5 ст.3 Закона О государственной поддержки семей.
На рассмотрение дела в апелляционной инстанции не явился представитель ответчика, прислал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, был извещен надлежащим образом.
Обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, законность и обоснованность судебного решения проверяется исходя из доводов жалобы.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Материалами дела установлено следующее.
В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" N 256-ФЗ Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1. женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2.женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки
Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Козлов В.В. вступил в брак с З. 09.12.2005 года. К. родилась /дата рождения/ родителями были указаны Козлов В.В. и З.
З. умера /дата смерти/
К. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал N ** в размере *** рублей.
В соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона " О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" N 256-ФЗ право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей. Таким образом, право у отца не возникает в прямо указанных случаях.
В соответствии с п. 4 ст.3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" N 256-ФЗ в случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия
В соответствии с п.5 ст.3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.
Таким образом, по указанному основанию приобретается право ребенка лишь в случаях, если женщина была единственным родителем, либо у отца не возникло право.
В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" N 256-ФЗ
В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что право распоряжаться средствами материнского капитала предоставлено усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка в связи с отсутствием родителей либо отсутствием у них прав по основаниям, предусмотренным п. п 3 и 4 ст.3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" N 256-ФЗ
Проанализировав приведенные правовые нормы в их взаимосвязи со ст. 64 Семейного Кодекса РФ, в силу которой защита прав и интересов детей возлагается на их родителей, родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий, суд пришел к правильному выводу о том, что в ч. 2 ст. 7 Федерального закона указан перечень лиц, имеющих право распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в случаях, когда дети остались без родительского попечения. Козлов В.В. не является в отношении предыдущего ребенка З. но является законным представителем несовершеннолетней К. в правах он не ограничен.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Управления пенсионного фонда в Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми на решение Свердловского районного суда г. Перми от 28.10.2013 года оставить без удовлетворения, решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.