Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой Н.В.
судей Петуховой Е.В., Пьянкова Д.А.
при секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 31 марта 2014 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края, по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 декабря 2013 года, которым постановлено:
возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Волкову Д.Ю. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение в черте города Лысьва, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., объяснения представителя истца - прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л. об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы заявителя - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лысьвенский городской прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Волкова Д.Ю. с иском к Правительству Пермского края о предоставлении во внеочередном порядке Волкову Д.Ю. жилое помещение специализированного жилого фонда, благоустроенное применительно к условиям г. Лысьвы, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м. на территории г. Лысьвы.
В обоснование заявленного иска прокурор указал, что Волков Д.Ю. обратился в Лысьвенскую городскую прокуратуру с заявлением о защите его жилищных прав как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Прокуратурой по указанному заявлению проведена проверка и установлено, что его мать Волкова Л.С. решением Лысьвенского городского суда Пермской области от 24.12.1993г. лишена родительских прав, отец В. умер /дата смерти/ ., то есть Волков Д.Ю. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Постановлением администрации г. Лысьвы N 334 от 10.11.1993г. Волков Д.Ю. направлен в детский дом, при этом, за ним закреплено жилое помещение по адресу: ****
На основании постановления N ** от 22.03.2005г. закрепление жилья за Волковым Д.Ю. было отменено в связи с непригодностью жилья для проживания. Волков Д.Ю. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жильем.
12.11.2001г. Волков Д.Ю. отчислен из Детского дома N ** и направлен для дальнейшего проживания в общежитие по адресу: ****
30.06.2005г. Волков Д.Ю. окончил обучение в профессиональном училище N ** г. Лысьвы, Пермской области.
На основании сведений Управления Росреестра Пермского края, ГУП "ЦТИ" Волков Д.Ю., В. Волкова Л.С. на праве собственности жилья не имеют.
В настоящее время Волков Д.Ю. проживает на условиях найма жилого помещения по адресу: **** другого жилья не имеет.
В связи с изложенным, прокурор просил предоставить Волкову Д.Ю. жилое помещение.
В судебном заседании прокурор поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Волков Д.Ю., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л. д. 51), в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в свое отсутствие, об отложении слушания дела суд не просил, отзыв на иск не представил.
Представитель ответчика Правительства Пермского края, третьего лица Министерства социального развития Пермского края Мирсагитова Л.Ф., возражала против удовлетворения иска, в соответствии с возражениями на иск, пояснила, что Волков Д.Ю. в соответствии с выпиской из протокола N ** от 21.03.2013 г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. Предоставление истцу жилого помещения без учета очередности нарушит права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список раньше истца (л. д. 56-59).
Третье лицо - КГБУ "Дирекция по капитальному строительству" извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л. д. 54), в судебное заседание своего представителя не направило, о рассмотрении дела в отсутствие представителя, об отложении слушания дела суд не просило, отзыв на иск не представило.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в своих апелляционных жалобах просит Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края.
Правительство Пермского края выражает несогласие с выводом суда в части возложения на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению жилого помещения, а также с выводом, что КГБУ "Дирекция по капитальному строительству" только осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края, поэтому освобождается от обязанности предоставить жилое помещение.
Считает, что по данному делу суд неправильно истолковал закон.
Ссылаясь на нормы Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановление Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, Закон Пермского края от 08.10.2007 г. N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края", ст. 99 ЖК РФ, заявитель указывает на то, что именно КГБУ "Дирекция по капитальному строительству" уполномочено в сфере предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, а именно принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения, заключает с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
В апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края со ссылкой на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" приводится довод о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Волкова Д.Ю. на предоставление жилья территорией г. Лысьва не основано на действующем законодательстве.
В суде апелляционной инстанции представитель истца - прокурор Пермской краевой прокуратуры Левыкина Л.Л. возражала против отмены решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились.
От Лысьвенской городской прокуратуры поступили возражения на апелляционную жалобу Правительства Пермского края, в которых указывается на несостоятельность доводов жалобы заявителя.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобах доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Лысьвенского городского суда Пермской области от 24.12.1993г. Волкова Л.С. лишена родительских прав в отношении сына Волкова Д.Ю. , /дата рождения/ (л. д. 13-14).
Отец В. , согласно свидетельству о смерти умер /дата смерти/ . (л. д. 12).
Таким образом, Волков Д.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации г. Лысьвы Пермской области N 334 от 10.11.1993г. Волков Д.Ю. направлен в детский дом, при этом, за ним закреплено жилое помещение по адресу: **** площадью 12 кв. м. (л. д. 11).
Постановлением главы города Лысьва Пермской области N 91 от 22.03.2005г. решение о закреплении за Волковым Д.Ю. отменено (л. д. 10).
Согласно выписке из протокола N 18 от 19.10.2005г. заседания жилищно-бытовой комиссии администрации г. Лысьвы Волков Д.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в улучшении жилищных условий (л. д. 30).
В связи с достижением совершеннолетия Волков Д.Ю. 12.11.2001г. отчислен из Детского дома N ** и направлен для дальнейшего проживания в общежитие по адресу: **** (л. д. 25, 28).
30.06.2005г. Волков Д.Ю. окончил обучение профессиональном училище N ** г. Лысьва, Пермской области (л. д. 26-27).
На основании сведений представленных Управлением Росреестра Пермского края, ГУП "ЦТИ" Пермского края Лысьвенского филиала Волков Д.Ю., В. Волкова Л.С. жилых помещений на праве собственности не имеют (л. д. 17, 18, 19, 21, 22, 23).
В настоящее время Волков Д.Ю. проживает на условиях найма жилого помещения по адресу: **** другого жилья не имеет.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Волков Д.Ю., как лицо, отнесенное к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Волков Д.Ю. вправе претендовать на предоставление ему для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что Волков Д.Ю. на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечен, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшейся без попечения и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, достиг 18 лет.
Не оспаривая право Волкова Д.Ю. на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Пермского края полагает, что не является надлежащим ответчиком по настоящему иску.
По мнению судебной коллегии, позиция автора жалобы не может быть признана правильной, поскольку не основана на нормах действующего законодательства.
Исходя из анализа положений ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 N 159 -ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012 года) предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения судом обоснованно возложена на Правительство Пермского края как на исполнительный орган Пермского края.
Доводы о том, что Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком, приводились ответчиком при разрешении спора в суде первой инстанции и обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.
В соответствии с указанным Постановлением и Порядком, КГБУ "Дирекция по капитальному строительству" осуществляет только управление специализированным фондом. Довод жалобы о том, что согласно п.2.4 Порядка Учреждение принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и заключает с ним договор найма, не может быть принят во внимание, так как согласно п.2.4 Порядка, такое решение принимается Учреждением на основании Списка о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование которого к исключительной компетенции Учреждения не относится.
Не влечет отмену постановленного судом решения довод апелляционной жалобы Министерства социального развития Пермского края о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Волкова Д.Ю. на предоставление жилья территорией г. Лысьва не основано на действующем законодательстве.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из смысла указанной правовой нормы следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление. Местом жительства Волкова Д.Ю. в соответствии со статьей 20 ГК РФ является г. Лысьва Пермского края, где он проживал ранее и проживает в настоящее время. Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Волкову Д.Ю. жилого помещения в черте города Лысьва требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к повторению процессуальной позиции заявителей, занятой в суде первой инстанции, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, оснований для чего не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом правильно применен материальный закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 декабря 2013 года-без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.