Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Няшина В.А., Судей Елецких О.Б., Выдриной Ю.Г., При секретаре Боголюбовой Т.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 20 февраля 2013 г. дело по апелляционной жалобе Кольцова Е.М. на решение Оханского районного суда Пермского края от 6 февраля 2013 г., которым постановлено - Кольцову Е.М. отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии по Оханскому району от 31.01.2013 г. об отказе в регистрации кандидата.
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Выдриной Ю.Г., заслушав объяснения заявителя Кольцова Е.М., представителя Территориальной избирательной комиссии Оханского муниципального района Пермского края Любарской Т.В., действующей на основании доверенности от 18.02.2013 г., заключение прокурора Пермской краевой прокуратуры Синевой A.M. об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
На 10 марта 2013 г. назначены дополнительные выборы депутатов Земского Собрания Оханского муниципального района Пермского края по многомандатному избирательному округу N 2.
Решением Территориальной избирательной комиссии Оханского муниципального района Пермского края (далее по тексту - ТИК Оханского муниципального района Пермского края) за N 04/01 от 31 января 2013 г. "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Земского Собрания Оханского муниципального района Пермского края Кольцову Е.М. , выдвинутому по многомандатному избирательному округу N 2" заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Оханского муниципального района Пермского края по многомандатному округу N 2.
Кольцов Е.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Оханского муниципального района Пермского края N 04/01 от 31 января 2013 г.
Предъявленные требования мотивировал тем, что представленные им в порядке самовыдвижения подписные листы необоснованно признаны избирательной комиссией недействительными, поскольку подписи избирателей он собирал сам, в подписном листе указал о себе (кандидате в депутаты) необходимые данные, в том числе адрес места жительства, удостоверил подписной лист и в качестве лица, собиравшего подписи и в качестве кандидата. То обстоятельство, что, удостоверив подписной лист, он не указал адрес места жительства, не является достаточным основанием для отказа в регистрации кандидата. Подписи избирателей не могут быть признаны недействительными и на том основании, что в сведениях об адресе места жительства не указан Оханский муниципальный район Пермского края, на территории которого в г. Оханске проживают поддержавшие самовыдвижение граждане. Подписные листы изготовлены за счет средств, которые он перечислил 22.01.2013 г. на специальный избирательный счет. Финансовый отчет о движении денежных средств составил ранее, поэтому затраты не отразил.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка. Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнениях к апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 6 ст. 7 6 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признаются недействительными подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом (подпункт "г"), а также все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме (подпункт "з").
Согласно подпункту "д" пункта 24 приведенной нормы основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
В соответствии с подпунктами "г", "з", "и" пункта 11 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. N 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае", недействительными признаются:
подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и(или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и(или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 8 к Федеральному закону, и(или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 3 статьи 35 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 35 настоящего Закона.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что Кольцов Е.М. в порядке самовыдвижения кандидатом на должность депутата Земского собрания Оханского района Пермского края в Территориальную избирательную комиссию Оханского муниципального района Пермского края представлены документы, в том числе: одиннадцать подписей избирателей на трех подписных листах в одной папке.
Сторонами не оспаривается и объективно подтверждается материалами дела, что во всех подписных листах, представленных Кольцовым Е.М. в Территориальную избирательную комиссию, в сведениях об адресе места жительства всех избирателей, поставивших свои подписи, отсутствует указание на район - Оханский муниципальный район. Кроме того, в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, содержатся неполные сведения, а именно в нарушение пункта 5 ст. 2, пункта 12 ст. 37 вышеупомянутого Федерального закона отсутствует указание на район проживания данного лица.
Согласно Приложению 8 к Федеральному закону РФ N 67-ФЗ в подписном листе помимо непосредственно подписи избирателя должны быть указаны Ф.И.О., год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства каждого избирателя, поставившего свою подпись в поддержку выдвижения данного кандидата, серия и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата внесения подписи; лицо, собиравшее подписи, при заверении подписного листа своей подписью указывает о себе следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа, дату внесения подписи.
По смыслу ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Данные положения закона носят императивный характер, - их применение не зависит от усмотрения избирательной комиссии, избирателя либо сборщика подписей.
В этой связи в случае, если населенный пункт, в котором проживает избиратель или лицо, осуществляющее сбор подписей, входит в состав района, то в подписных листах в сведения^ об адресе места жительства избирателя и сборщика подписей необходимо указать как наименование района, так и наименование непосредственно населенного пункта.
В рассматриваемом случае город Оханск, являющийся административным центром Оханского городского поселения, территориально входит в состав Оханского муниципального района (ст. 1 Устава Оханского городского поселения, утвержденного Решением Думы Оханского городского поселения от 09.12.2005 г. N 23). При этом следует отметить, что органы местного самоуправления в своих официальных наименованиях содержат указание на принадлежность к Оханскому муниципальному району. Следовательно, указание на Оханский муниципальный район является составной частью сведений об адресе места жительства лиц, обладающих активным избирательным правом на выборах депутатов Земского собрания Оханского района Пермского края, и сборщика подписей.
В этой связи судебная коллегия находит необоснованными, противоречащими положениям действующего избирательного законодательства доводы заявителя о том, что в рассматриваемом случае б подписных листах не требовалось указывать Оханский муниципальный район в сведениях об адресе места жительства избирателей и сборщика подписей. Приведенные выше законоположения опровергают довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции произвольно установил неполноту адресных данных и недействительность подписей избирателей.
Ссылки Кольцова Е.М. в подтверждение своей позиции на сведения его, заявителя, паспорта гражданина РФ, не содержащие информацию о наименовании муниципального района не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящих требований, поскольку не регулируют правоотношения в области избирательного права, следовательно, не могут применяться при определении содержания адреса места жительства избирателей, сборщика подписей, понятие которого дано в специальном законе.
Судебная коллегия соглашается и с выводом суда первой инстанции, что все подписи в подписных листах являются недействительными (дополнительно к вышеуказанному обстоятельству), поскольку в них не указаны полные данные лица, осуществлявшего сбор подписей, при заверении им указанных листов, а именно - отсутствует указание на адрес места жительства. С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд пришел к выводу о том, что подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, правильно признаны недействительными по подп. "з" пункта 6.4 ст. 38 вышеупомянутого Федерального закона.
Нельзя согласиться и с доводом жалобы о том, что оспариваемое решение ТИК Оханского муниципального района Пермского края создает препятствия в реализации Кольцовым Е.М. права на свободные выборы и нарушает активное избирательное право лиц, поддержавших кандидатуру заявителя в качестве кандидата в депутаты, поскольку конституционное право избирать и быть избранным не является абсолютным, реализуется исключительно в соответствии с требованиями избирательного законодательства, которое может иметь определенные ограничения, что не запрещается нормами международных правовых актов (Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 4 ноября 1950г.)
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства и доводы участников процесса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение ТИК Оханского муниципального района Пермского края за N 04/01 от 31 января 2013 г. является законным, поскольку на момент его вынесения отсутствовало необходимое количество достоверных и действительных подписей для регистрации Кольцова Е.М. в качестве кандидата на вышеуказанную выборную должность.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта как постановленного исходя из обстоятельств дела, собранных доказательств и требований закона.
Доводы апелляционной жалобы Кольцова Е.М. не опровергают правомерность решения суда, поскольку сводятся к неверной оценке фактических обстоятельств дела и ошибочному толкованию положений действующего избирательного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Кольцова Е.М. на решение Оханского районного суда Пермского края от 6 февраля 2013 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.