Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Елецких О.Б. судей Горбуновой О.А., Кустовой И.Ю. при секретаре Анохиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 31 марта 2014 г. дело по апелляционным жалобам Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" на решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 декабря 2013 г, которым постановлено:
обязать КГАУ "Музей современного искусства" освободить здание речного вокзала по адресу ****
Обязать ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" содержать здание речного вокзала по адресу **** в объеме, обеспечивающем его сохранность, ограничить доступ людей к зданию и в здание до его приведения в нормативное состояние.
В удовлетворении требований прокурора Ленинского района г. Перми к Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края о приведении здания речного вокзала по адресу **** в нормативное состояние отказать.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителя Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края Конюковой Н.А., представителя ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" Назаровой И.Н., представителя КГАУ "Музей современного искусства" Меркер О.П., представителя прокуратуры Кузнецовой С.Н., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Перми обратился в суд с иском к КГАУ "Музей современного искусства" о понуждении освободить здание речного вокзала по адресу **** в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, к ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" о понуждении содержать здание речного вокзала в объеме, обеспечивающем его сохранность, ограничить доступ людей к зданию (в здание) речного вокзала до его приведение в нормативное состояние, к Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края о понуждении привести здание речного вокзала в нормативное состояние. В обоснование требований указал, что здание речного вокзала является собственностью Пермского края и закреплено на праве оперативного управления за ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)". Земельные участки под зданием площадью 6866 кв.м и 552 кв.м переданы в постоянное (бессрочное) пользование ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)". 4 октября 2013 года прокуратурой района проведен визуальный осмотр здания речного вокзала, в ходе которого установлено, что оно находится в ненадлежащем техническом состоянии, несет потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан. В здании вокзала расположен КГАУ "Музей современного искусства", который открыт для посетителей. Какие-либо правовые основания для нахождения музея в здании речного вокзала отсутствуют, поскольку приказом Агентства по управлению имуществом Пермского края от 29 марта 2012 года здание речного вокзала изъято из оперативного управления КГАУ "Музей современного искусства" на период проведения ремонтно-восстановительных работ по приспособлению здания для современного использования и строительства инженерного блока.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" просят решение суда отменить, ссылаясь на то, что Федеральный закон от 30.12.2009 N 384 -03 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", на который сослался суд, не подлежал применению, так как здание вокзала введено в эксплуатацию до вступления в силу указанного закона. В основу решения положены доказательства, не отвечающие требованию допустимости. Обследование технического состояния зданий проводится специализированными организациями, сотрудники прокуратуры не обладают для этого необходимыми знаниями. Заключение ЗАО "Эрон", на которое ссылается прокуратура, в распоряжение прокуратуры не предоставлялось, имеются разночтения в дате указанного заключения - 05.11.08. и 30.12.10. Не дана оценка акту проверки МЧС России по Пермскому краю от 04.06.13. об отсутствии нарушений норм пожарной безопасности. Решение суда в части требований к ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" противоречит воле собственника, не имеет правового основания и является неисполнимым, поскольку не содержит конкретных указаний на действия, которые должно совершить учреждение.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч 1 ст.327.1 ГПК РФ), и не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции, двухэтажное здание речного вокзала, общей площадью 6733,2 кв.м, по адресу **** принадлежит на праве собственности субъекту РФ - Пермскому краю (свидетельство о регистрации права от 26.08.09.).
Приказом Агентства по управлению имуществом Пермского края от 29 марта 2012 года здание речного вокзала изъято из оперативного управления КГАУ "Музей современного искусства" на период проведения ремонтно-реставрационных работ по приспособлению здания для современного использования и строительства инженерного блока и закреплено на праве оперативного управления за ГКБУК "Пермский краевой - научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)". Право оперативного управления зарегистрировано за ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" 9 августа 2012 года.
Приказами Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 4 сентября 2012 года и 29 октября 2012 года прекращено право постоянного (бессрочного) пользования КГАУ "Музей современного искусства" земельными участками площадью 552 кв.м и 6866 кв.м, расположенных по адресу **** Указанные земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)".
Актом проверки использования и сохранности краевого имущества, проведенной комиссией по проверке использования и сохранности краевого имущества Управления имущественных отношений Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 17 июля 2013 года учреждению "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" предложено немедленно ограничить доступ к зданию (в здание) речного вокзала в связи с аварийным состоянием здания. В приложении к акту указано заключение ЗАО "ЭРОН" от 05.11.08. о результатах технического обследования здания.
Суду представлено также заключение ЗАО "ЭРОН" от 30 декабря 2010 года по результатам комплексного технического обследования строительных конструкций здания памятника архитектуры - "Речной вокзал", распложенного по адресу ****
**** из которого следует, что техническое состояние стен цокольного этажа первой секции оценивается как ограниченно работоспособное, техническое состояние стен цокольного этажа второй секции, наружных стен цокольного этажа третьей секции, наружных несущих стен третьей секции оценивается как недопустимое, техническое состояние наружных несущих стен третьей секции, перекрытия над первым этажом, чердачного перекрытия, перекрытия первого этажа, чердачного перекрытия второй и третьей секций оценивается как недопустимое. ЗАО "ЭРОН" имеет допуск на работы по обследованию строительных конструкций зданий.
Таким образом, представленными суду доказательствами в совокупности подтверждается неудовлетворительное техническое состояние здания речного вокзала, представляющее опасность для свободного посещения. Доводы апелляционных жалоб о недопустимости имеющихся доказательств не могут быть приняты во внимание. Ссылка в акте проверки комиссии от 17.07.13. на заключение ЗАО "ЭРОН" от 05.11.08. не свидетельствует о недопустимости представленного суду заключения от 30.12.10. Доводами жалобы не опровергаются выводы данного заключения и сам факт обследования здания. Ссылка в жалобе на акт проверки органами пожарного надзора от 04.06.13. не исключает выводы специализированной организации относительно состояния строительных конструкций здания. Несогласие с применением судом норм Федерального закона от 30.12.2009 N 384 -03 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" не влечет отмену решения, так как указанное обстоятельство не привело к неправильному рассмотрению дела. В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье относятся к нематериальным благам, защищаемым в соответствии с настоящим кодексом и другими законами. Поскольку судом установлено, что техническое состояние здания вокзала не обеспечивает безопасность пребывания людей, суд пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности по ограничению доступа в здание.
Решение суда о возложении обязанности на ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" обусловлено фактом нахождения здания вокзала в оперативном управлении учреждения. В силу п. 4 ст. 60 Закона Пермского края от 14.12.2007 N 150-ПК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края" обеспечение сохранности краевого имущества возлагается на государственное предприятие, за которым оно закреплено на праве хозяйственного ведения, на казенное предприятие и учреждение, за которыми закреплено краевое имущество на праве оперативного управления, на отраслевой орган в отношении имущества, закрепленного за подведомственным унитарным предприятием, учреждением, а также на уполномоченный орган в отношении имущества казны. Доводы апелляционных жалоб о неисполнимости и неконкретности решения в отношении учреждения не могут быть приняты во внимание, поскольку решение суда в этой части основано на положениях устава учреждения и закона, определяющих полномочия лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления.
Апелляционные жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" на решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 декабря 2013 г оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.