Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего А.В. Железчиковой,
судей Н.А. Бургановой, Е.С. Казанцевой
при секретаре О.В. Нечаевой
рассмотрела в заседании судебной коллегии 25.03.2014 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 10.12.2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Климовой В.М. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Климовой В.М. путевку на санаторно-курортное лечение.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи А.В. Железчиковой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.М. Климова обратилась в суд с иском к ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение незаконным, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. Требования мотивировала тем, что является инвалидом 2 группы и в соответствие со ст.6.1 ФЗ "О государственной социальной помощи" имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. 17.11.2011 года она обращалась в филиал N 1 ГУ ПРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ей путевки с подтверждением о нуждаемости её в санаторно-курортном лечении. Путевку обещали предоставить в течение 2013 года, однако по настоящее время таковая ей не предоставлена. 05.11.2013 года письмом филиала N 1 ГУ ПРО ФСС РФ ей дан ответ по ограничении объемов выделяемых денежных средств из федерального бюджета на обеспечение граждан путевками, объем выделенных денежных средств позволяет обеспечить путевками на санаторно-курортное лечение только граждан, обратившихся с соответствующим заявлением до 01.05.2011 года. Считает отказ в предоставлении ей путевки необоснованным, противоречащим закону и нарушающим её права, предусмотренные ст.ст. 10, 6.1, 6.2 вышеприведенного ФЗ. Просит признать отказ в предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение незаконным, обязать ответчика предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение до конца 2013 года.
В судебном заседании истец В.М. Климова заявленные требования уточнила, просила признать отказ ГУ ПРО ФСС РФ в предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение незаконным, обязать предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и письменные возражения на исковые требования в которых заявленные требования считает необоснованными, В.М. Климовой не было отказано в предоставлении путевки, даны разъяснения о недостаточности выделяемых денежных средств. Предоставление истцу во внеочередном порядке путевки на санаторно-курортное лечение будет нарушать права других граждан, обратившихся с заявлением за предоставлением путевки ранее неё. Просил в удовлетворении требований отказать.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Е.А. Мицкевич считает решение незаконным и необоснованным. Мера социальной поддержки в виде обеспечения санаторно-курортным лечением граждан гарантирована государством. Отделения Фонда социального страхования осуществляют лишь полномочия по организации приобретения путевок за счет средств, выделенных из федерального бюджета. Осуществляя организацию приобретения путевок на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан региональное отделение Фонда социального страхования действует в рамках выделенных ему федеральных бюджетных ассигнований и закупить путевок больше, чем позволяет сумма выделенных ассигнований не имеет возможности. В 2013 году сумма бюджетных ассигнований на приобретение путевок составила ***руб., на что было приобретено 2920 путевок, которые полностью распределены между гражданами льготной категорий в порядке очередности обращения с заявлением. В очереди на получение путевок, подавших заявления ранее истицы (т.е. до 17.11.2011 года, состоит 3113 лиц, в том числе 270 детей-инвалидов и инвалидов 1 группы. Таким образом, обязанность по обеспечению граждан льготных категорий путевками, в том числе и в части выделения достаточного финансирования для возможности реализации данной гарантии, лежит на государстве, а не на отделениях Фонда социального страхования. Предоставление истцу во внеочередном порядке путевки будет нарушать права других граждан, обратившихся с заявлением за предоставлением путевки ранее неё. Просит решение суда отменить с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения В.М. Климовой, изучив материалы дела, по правилам гл. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Разрешая иск, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования об обязании ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить В.М. Климовой путевку на санаторно-курортное лечение.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они отвечают положениям действующего законодательства РФ и подтверждаются совокупностью представленных суду доказательств.
Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена система гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе санаторно-курортное лечение инвалидов.
В развитие названных выше конституционных положений ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантирует проведение реабилитационных мероприятий, включенных в федеральный перечень, за счет средств федерального бюджета.
В состав федерального перечня реабилитационных мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года N 2347-р, включено санаторно-курортное лечение.
Таким образом, санаторно-курортное лечение является одной из реабилитационных мер, гарантированных публичной властью, в связи с чем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно п. 8 ст. 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 года N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с главой 2 данного Федерального закона имеют инвалиды.
В силу ст. 6.2 выше указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается ряд социальных услуг, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 указанного Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
В целях реализации статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Пунктом 3.1 указанного Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14 января 2004 года регистрационный N 6189).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
В соответствии с п. 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом и не оспаривается подателем жалобы, истец В.М. Климова является инвалидом второй группы бессрочно (л.д.8). 16.11.2011 года выдана справка для получения путевки N 244 (л.д.9), согласно которой В.М. Климова имеет медицинские показания необходимые для получения санаторно-курортной путевки. На заявление о предоставлении путевки от 17.11.2011 года, Пермским региональным отделением ФСС В.М. Климова поставлена в очередь (на учет) на обеспечение санаторно-курортным лечением. На заявление В.М. Климовой о порядке и сроках обеспечения путевками от 23.10.2013 года, Пермским региональным отделением ФСС 05.11.2013 года дан ответ, согласно которому путевка на санаторно-курортное лечение В.М. Климовой будет предложена в порядке очередности при наличии медицинских показаний и сохранении права получения в натуральном виде соответствующей социальной услуги.
Факт необеспечения истицы путевкой на санаторно-курортное лечение ответчиком не оспаривался.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности требования о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, поскольку истица, являясь инвалидом 2 группы бессрочно, и имея справку по форме N 070/у-04, вправе претендовать на получение санаторно-курортной путевки по обращению от 17.11.2011 года.
Доводы апелляционной жалобы отмену решения не влекут.
Пермским региональным отделением Фонда социального страхования необоснованно предоставление путевки истице поставлено в зависимость от соблюдения порядка очередности поданных заявлений от граждан-получателей набора социальных услуг, поскольку наличие порядка очередности предоставления путевок действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрено. Истице не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное финансирование Фонда на данные цели, поскольку, установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Судебная коллегия отмечает, что возможность ограничения реализации права на получение государственной социальной помощи в виде путевки на санаторно-курортное лечение вследствие каких-либо объективных причин, в том числе финансового характера законодательством не предусмотрена. В данной связи, доводы апеллянта об объеме финансирования, недостаточном для обеспечения всех граждан, обладающих правом на получение санаторно-курортного лечения, приняты во внимание быть не могут.
Из системного толкования норм материального права, приведенных выше, следует, что ответчик не может быть освобожден от исполнения социальных обязанностей, неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
То обстоятельство, что приобретенные на выделенные денежные средства в 2013 году путевки на санаторно-курортное лечение полностью распределены, отмену решения не влечет, поскольку факт нарушения права истицы установлен, а потому оно подлежат восстановлению.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой в решении суда дана надлежащая оценка. Апелляционная жалоба не содержит указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могли бы послужить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 10.12.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.