Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Нечаевой Н.А.
судей Лядовой Л.И., Мехоношиной Д.В.
при секретаре Мартиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 09 апреля 2014 года дело по апелляционным жалобам Министерства социального развития Пермского края, Управления жилищных отношений администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 января 2014 года, которым постановлено: Признать незаконным отказ Управления жилищных отношений администрации г. Перми в получении социальной выплаты от 29.12.2012г. N СЭД-11-01-10-2759.
Признать за Калмыковой Е.А. право на получение социальной выплаты в размере 35 % расчётной стоимости жилья программы "Обеспечением жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.", в том числе для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг.
Взыскать с Управления жилищных отношений администрации г. Перми в пользу Калмыковой Е.А. расходы на оплату государственной пошлины в сумме *** руб.
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Лядовой Л.И., пояснения Калмыковой Е.А., возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Калмыкова Е.А., обратились в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми, Министерству социального развития Пермского края о признании незаконным отказа от 29.12.2012г. N СЭД-11-01-10-2759 в получении социальной выплаты, понуждении включить в список на получение выплаты в размере 35% расчётной стоимости жилья программы "Обеспечением жильем молодых семей в Пермском крае". В обоснование требований указала, что в декабре 2007 года была включена в программу на получение субсидии в рамках программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г.", при этом, она проживала в комнате площадью 17 кв.м с ребенком.
В 2009 году она приобрела двухкомнатную квартиру, площадью 44 кв.м, на кредитные денежные средства, часть кредита погасила с использованием "Материнского капитала". В декабре 2012 года формировались списки граждан на получение социальной выплаты. В конце января 2013 года она получила решение об отказе на получение социальной выплаты и исключении из списков в связи с отсутствием у бывшего супруга К. постоянной регистрации на территории г. Перми. С момента приобретения квартиры её муж с ней не проживает, развод официально оформлен 21.12.2012г., в жилом помещении зарегистрировано три человека - Калмыкова Е.А., Калмыков Д.А. и Калмыкова Е.А. Кредит на приобретение квартиры получен ею с намерением погасить его за счет предоставленной социальной выплаты. Считает отказ Управления жилищных отношений администрации г. Перми незаконным.
Судом к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечены Калмыков Д.А., Калмыкова Е.А.
Истец в судебном заседании на иске настаивала, пояснила, что 21.12.2012г. между ней и мужем расторгнут брак в судебном порядке, свидетельство о расторжении брака получено ею в 2013 году и предоставлено в Управление жилищных отношений. Ранее она поставила в известность Управление администрации г. Перми о том, что находится на стадии развода с супругом. Бывший супруг зарегистрирован в г. Кизеле. В 2003 году она со своим мужем и ребенком приехали в г. Пермь, она приобрела комнату площадью 18 кв.м, в квартире по ул. **** . Впоследствии указанная комната была продана. В 2009 году она забеременела, после чего было принято решение о приобретении в ипотеку на кредитные денежные средства двухкомнатной квартиры по адресу: **** , общей площадью 44 кв.м. В указанной квартире зарегистрирована она и двое ее несовершеннолетних детей. Бывший супруг не проживает в квартире после рождения второго ребенка, в настоящее время проживает в г. Кизеле.
Представитель ответчика Управления жилищных отношений администрации г. Перми в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы письменных возражений на иск, пояснила, что 29.12.2012г. Управлением жилищных отношений Калмыковой Е.А. было отказано в получении социальной выплаты в размере 35% в связи с отсутствием у Калмыкова А.Н. постоянной регистрации на территории города Перми. Калмыковой Е.А в Управление жилищных отношений администрации г. Перми представлено свидетельство о разводе от 31.01.2013г. N ** . Соответственно, вышеуказанный отказ на сегодняшний день не актуален. На сегодняшний день согласно данным системы номер очереди с учетом действующих приоритетных категорий в настоящее время у семьи Калмыковых - 252. Семья истца включена в программу 2007-2010 г.г. Очередь истца подошла в рамках участия молодой семьи в составе 4 человек. Сведения о расторжении брака Калмыкова Е.А. в УЖО на момент принятия решения об отказе в предоставлении социальной выплаты не предоставляла.
Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что молодая семья Калмыковой Е.А. признана участником краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы". Согласно паспорту Программы 2007- 2010 .г., срок ее реализации определен до 31.12.2010г. Финансирование указанной программы завершено.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления жилищных отношений администрации города Перми просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, указывая, что в материалы учетного дела представлена копия паспорта Калмыкова А.Н., согласно которой он зарегистрирован в **** в последствии по ул. **** . Таким образом, у супруга Калмыковой Е.А. на момент признания семьи участником программы отсутствовала регистрации в Перми. Иных документов, подтверждающих регистрацию супруга Калмыковой Е.А. в городе Перми, в материалы учетного дела истцом не было представлено. Вместе с тем, по условиям программы участники обязаны уведомлять органы местного самоуправления обо всех изменениях, связанных с участием в программе. Кроме того, следует учесть, что на момент принятия решения Управлением жилищных отношений администрации города Перми об отказе Калмыковой Е.А в получении социальной выплаты брак между Калмыковой Е.А. и К. не был расторгнут (Свидетельство о разводе от 31.01.2013г. N ** ). Поскольку семья Калмыковой Е.А. не соответствовала приоритетным категориям, она не могла быть включена в списки получателей социальной выплаты, иначе это бы привело к ограничению прав участников, относящихся к приоритетным категориям.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития Пермского края просит отменить решение, указав, что решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи потенциальной участницей Программы равно как и выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья принимает орган местного самоуправления городского округа Пермского края на основании представленных молодой семьей документов.
Министерство на основании списков молодых семей - участниц Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Программы из бюджета Пермского края и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участниц Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (п. 2.6.2. Правил).
Внесение изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году осуществляется Министерством на основании уведомлений о внесении изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, представляемых муниципальными районами или городскими округами Пермского края. Министерство ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, рассматривает представленные уведомления и вносит изменения в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 2.6.4. Правил). Таким образом, заявленные требования истца относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Министерство социального развития Пермского края является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В соответствии с пунктом 7.5.1. Программы молодая семья - участник Программы представляет пакет документов для участия в Программе в установленном порядке в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) по месту регистрации одного из супругов.
Законом Пермского края от 04.06.2008г. N 253-ПК были внесены изменения в Закон N 33-КЗ, который был приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства, согласно которым участники программы представляли пакет документов по месту постоянного жительства обоих супругов.
Изначально молодая семья Калмыковых была поставлена на участие в программе на получение социальной выплаты только за счет средств краевого и местного бюджетов.
Согласно паспорта Программы 2007-2010 г.г., срок ее реализации определен до 31.12.2010 года. Финансирование указанной программы завершено.У молодой семьи Калмыковых не возникло право н получение социальной выплаты в рамках реализации Программы 2011-2015г.г. с привлечением средств федерального бюджета, на основании документов предоставленных при постановке на участие в Программе 2007-2010 г.г. Семья сохраняет право в рамках реализации Программы 2011-2015 г.г. на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней стоимости жилья, в соответствии с абзацем двенадцатым пункта 1.3.1 Программы 2011-2015г.г.)
В возражениях, представленных по доводам апелляционных жалоб, Калмыкова Е.А. просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционных жалобах (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), и не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции, 18.12.2007г. семья Калмыковых была признана участником краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г".
На момент включения семьи в число участников целевой программы Калмыкова Е.А. была зарегистрирована по адресу: **** в комнате жилой площадь, 17,4 кв.м. вместе с несовершеннолетним сыном. Калмыков А.Н. был зарегистрирован по адресу: **** Строение дома по адресу: **** полностью уничтожено в результате пожара, произошедшего 08.10.2002г. (л.д. 69-70). Обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного члена семьи составляла 5,8 кв.м, что ниже учетной нормы на семью из 3 человек.
На основании договора купли-продажи от 10.08.2009г. Калмыкова Е.А. является собственником двухкомнатной квартиры, общей площадью 43,6 кв.м, по адресу: **** Указанное жилое помещение обременено ипотекой в пользу ОАО "Сбербанк России" (л.д. 21, 77, 93).
По состоянию на 05.11.2013г. в квартире по адресу: **** , зарегистрированы и проживают Калмыкова Е.А., ее дети Калмыков Д.А. и Калмыкова Е.А.(л.д. 11).
Решением Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 29.12.2012 г. истцу отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в 2012 г. в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.", в связи с отсутствием у Калмыкова А.Н. постоянной регистрации на территории г. Перми на момент обращения с заявлением на участие в краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г." и, как следствие, - права семьи на участие в подпрограмме на 2007-2010 г.г.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Согласно указанным Правилам участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая определенным условиям, в том числе признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил (п.5). Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п.6).
На момент признания семьи Калмыковых участником целевой программы действовала краевая целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы", принятая Законом Пермского края от 07.12.06. N 33-КЗ. Программа разработана в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Пермского края (области), в том числе - Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (п. 1.2).
Согласно п. 7.5.1 краевой целевой программы молодая семья - участник Программы представляет в установленном порядке в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) по месту регистрации одного из супругов пакет документов для участия в Программе ( в редакции закона от 07.12.06.).
Последующие редакции краевого закона N 33-ПК предусматривают сохранение права на получение социальной выплаты за счет средств краевого и местного бюджетов молодых семей, включенных в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных настоящим Законом до внесения в него изменений Законом Пермского края от 04.06.2008 N 253-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы".
Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 г N 1119-п утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы". Согласно п. 1.3.1 программы сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета: потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. N 33-КЗ "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" до внесения в него изменений Законом Пермского края от 4 июня 2008 г. N 253-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы".
Согласно п. 1.3.1 -1 потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001г. N 675, сохраняют право на получение социальной выплаты по софинансированию мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, предусматривающей привлечение средств федерального, краевого и средств местных бюджетов.
Семья Калмыковых признана в декабре 2007 г. участником программы на условиях, предусмотренных действующим на указанный период законодательством. Доводы апелляционной жалобы о том, что 04.06.08г. в закон Пермского края от 07.12.06г. внесены изменения, в связи с чем при наличии регистрации членов семьи по разным адресам семья не приобрела право на участие в программе, не могут быть приняты во внимание. Поскольку семья истицы включены в число участников программы в установленном на тот период порядке, последующее изменение закона не может влиять на их право на получение социальной выплаты. Вышеприведенные положения закона от 07.12.06г. N 33-ПК и Постановления Правительства Пермского края от 30.12.2010г. N 1119-п прямо предусматривают сохранение права молодых семей, включенных в список на ранее действующих условиях, на получение социальной выплаты. Кроме того, ст. 51 ЖК РФ не предусматривает для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях условие регистрации членов семьи по одному адресу. Наличие у супругов регистрации места жительства по разным адресам не препятствует признанию такой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как согласно пункту 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что семья истицы на момент обращения с заявлением в 2007г., имела уровень обеспеченности общей площадью жилых помещений ниже нормы, в настоящее время ею приобретена квартира на кредитные денежные средства.
Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы предусмотрено право молодой семьи использовать социальную выплату в рамках подпрограммы для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным (ипотечным) кредитам.
Не влечет прекращение права на социальную выплату завершение периода программы 2007-2010 г.г. поскольку истица выплату фактически не получила при наличии у нее такого права.
Доводы апелляционных жалоб основаны на ином толковании закона и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы Министерства социального развития Пермского края, Управления жилищных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 января 2014 г оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.