Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Судневой В.Н. судей Елецких О.Б., Степанова П.В. при секретаре Сероваевой Т.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 14 апреля 2014 г. дело по апелляционной жалобе Межмуниципального отдела МВД РФ "Губахинский" на решение Губахинского городского суда Пермского края от 30 января 2014 г, которым постановлено: иск прокурора г. Губаха удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Губахинский" по отказу в исполнении обращений начальника Отдела военного комиссариата Пермского края по городам Губаха и Гремячинск N 1 ** от 21.06.2013, N ** от 02.07.2013, N ** от 05.07.2013, N ** от 11.09.2013, N ** от 19.09.2013, N ** от 20.09.2013, N ** от 23.09.2013, N ** от 27.09.2013 об установлении местонахождения граждан, которым не представляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечения их прибытия на указанные мероприятия.
Возложить на Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Губахинский" обязанность исполнять обращения начальника отдела военного комиссариата Пермского края по городам Губаха и Гремячинск об установлении местонахождения граждан, которым не представляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечения их прибытия на указанные мероприятия.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителя Межмуниципального отдела МВД РФ "Губахинский" Городиловой Е.В., представителя прокуратуры Третьяковой О.В., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Губахи обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице отдела военного комиссариата Пермского края по городам Губаха и Гремячинск к Межмуниципальному отделу МВД РФ "Губахинский" о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в исполнении обращений начальника Отдела военного комиссариата Пермского края по городам Губаха и Гремячинск об установлении местонахождения граждан, которым не представляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечения их прибытия на указанные мероприятия; возложении на Межмуниципальный отдел МВД РФ "Губахинский" обязанности исполнять обращения отдела военного комиссариата.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Межмуниципальный отдел МВД РФ "Губахинский" просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка. Вручение повесток лицам, подлежащим призыву на военную службу, обеспечения их прибытия на мероприятия по призыву, не соответствуют основным направлениям деятельности полиции, установленным ФЗ "О полиции". Выполнение указанных обязанностей относится к исключительным полномочиям военных комиссариатов и органов местного самоуправления.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор просит оставить решение без изменения.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), и не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции, при организации призыва граждан на военную службу на граждан, которым не удалось вручить повестки установленным порядком, отделом военного комиссариата Пермского края по городам Губаха и Гремячинск на имя начальника Межмуниципального отдела МВД РФ "Губахинский" в июне-сентябре 2013 г неоднократно направлялись письменные обращения с приложением повесток для обеспечения прибытия указанных граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Указанные обращения были оставлены без исполнения по тем мотивам, что ФЗ "О полиции" на сотрудников полиции не возложена обязанность по осуществлению внепроцессуального розыска лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу.
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны: производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в данной работе определен утвержденной Приказом Министра Обороны РФ N 366, МВД России N 789, ФМС России N 197 от 10.09.2007 г. Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности.
Согласно пп."а" п.5 Инструкции руководители районных органов внутренних дел при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа Президента РФ N 250 от 01.03.2011 г "Вопросы организации полиции", изданного в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.02.2011 г "О полиции", на органы полиции возлагаются обязанности не только по розыску лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд обоснованно руководствовался приведенными выше положениями нормативных правовых актов и пришел к правильному выводу, что именно на органы внутренних дел возлагается обязанность содействия военным комиссариатам в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу. Доводам органа внутренних дел о том, что указанные функции не соответствуют основным направлениям деятельности полиции, установленным ФЗ "О полиции", суд дал надлежащую оценку. Суд обоснованно исходил из того, что деятельность полиции регламентируется не только специальным федеральным законом, но и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации ( ч. 1 ст. 3 ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"). При этом ссылка ответчика на то, что розыск лиц, уклоняющихся от мероприятий по призыву на военную службу, возможен только в рамках привлечения к административной ответственности или предварительного расследования по возбужденному уголовному делу, на выводы суда не влияет, поскольку привлечение к ответственности лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу, возможно только после того, как были исчерпаны иные меры понуждения к исполнению воинской обязанности.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что выполнение функций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности относится к исключительным полномочиям военных комиссариатов. В данном случае речь идет не о возложении указанных функций на органы внутренних дел, а лишь о межведомственном взаимодействии в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу.
Ссылка в апелляционной жалобе на Определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 г N 1999-0 и Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 г N 13-П по мотиву коллизии норм права не влечет отмену решения. ФЗ "О полиции" и ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" являются законодательными актами федерального уровня, при этом не являются актами, регулирующими одни и те же общественные отношения, из чего ошибочно исходит ответчик. Как было указано выше, нормы ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и подзаконных правовых актов, которые применены судом при рассмотрении дела, регламентируют порядок взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в определенных случаях, что не противоречит положениям ч. 1 ст. 3 ФЗ от 07.02.201 1 г. N 3-ФЗ "О полиции".
Доводы о том, что решением суда возложена обязанность не применительно к конкретным лицам, уклоняющимся от явки в военный комиссариат, а на случаи обращения военного комиссариата, которые могут иметь место в будущем, не могут быть приняты во внимание. Обращения начальника отдела военного комиссариата были возвращены без исполнения не по конкретным лицам, а в целом, по мотиву отсутствия соответствующей обязанности у органов внутренних дел.
Ссылка в жалобе на соглашение N 6 от 15.03.12. между ГУ МВД России по Пермскому краю и Военным комиссариатом Пермского края, которое не содержит обязанности органов внутренних дел, возложенных обжалуемым решением, не исключает правильность выводов суда по существу дела. Указанным соглашением не регулируются вопросы, явившиеся предметом судебного разбирательства, что не означает отсутствие обязанности, предусмотренной федеральными нормативными актами.
Жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Межмуниципального отдела МВД РФ "Губахинский" на решение Губахинского городского суда Пермского края от 30 января 2014 г оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.