Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе :
Председательствующего Нечаевой Н.А.,
и судей Мехоношиной Д.В., Лядовой Л.И.
при секретаре Мартиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г.Перми 16 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе Олесиюка Д.А. на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 29 января 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Олесиюка Д.А. к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края, о восстановлении срока на реализацию права на обеспечение жилым помещением, как лица, оставшегося без попечения родителей, признании невозможным проживания в жилом помещении по адресу **** постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения из специализированного жилого фонда, отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Олесиюк Д.А. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края о восстановлении срока на реализацию его права на обеспечение жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей, предоставлении жилого помещения из специализированного жилого фонда.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Олесиюк Д.А., указывая, что изменение с 01.01.2013 года механизма обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не влияет на право истца получить жилое помещение на основании ст.8 Федерального закона N159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку такое право возникло до внесения соответствующих изменений в закон. В связи с этим, достижение истцом 23 -летнего возраста не является основанием для лишения его гарантированного законом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было реализовано.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Красновишервскому муниципальному району просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в пределах этих доводов (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Судом установлено, и из материалов дела следует, что над Олесиюком Д.А., дата рождения, на основании постановления Главы администрации Красновишерского района N 175 от 24.02.2005 года было установлено попечительство, попечителем назначена Олесиюк Н.Ф. , в связи с тем, что решением суда от 27.01.2005 года мать истца О. была лишена родительских прав, отец - О1. умер дата года (л.д. 6).
В период с 01.09.2003 года по 24.05.2006 года Олесиюк Д.А. обучался в ПУ-46 г. Красновишерска (л.д. 9)
В период с 05.06.2006 года по 21.06.2007 года проходил срочную военную службу, а с 22.06.2007 года по 19.05.2009 года - службу по контракту в Вооруженных Силах РФ. (л.д. 10-11).
Олесиюк Д.А. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу **** , предоставленном по договору социального найма N789 от 28.08.2009 года его матери О. в котором также зарегистрированы и проживают О2., /дата рождения/ О3., /дата рождения/ О4., /дата рождения/ О5., /дата рождения/ О6., ., /дата рождения/
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом случаев.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из преамбулы и статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста. По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Обращаясь в суд 20.11.2013 г. с настоящими исковыми требованиями, истец просил восстановить ему срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вместе с тем, Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01.01.2013 г. изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Настоящим Законом установлено, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и положений Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 15-ФЗ, в случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 г.
В частности, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу, и в настоящее время законодательство не предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения данной категории лиц.
Как следует из преамбулы названного Федерального закона, а также статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, в силу норм Федерального закона N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Из материалов дела следует, что Олесиюк Д.А. на жилищном учете лиц, оставшихся без попечения родителей, не состоит. При этом ни в Администрацию Красновишерского городского поселения, которая до 2013 года вела учет жилищный учет лиц, оставшихся без попечения родителей, ни в Территориальное управление Министерства социального развития населения по Пермскому краю в Красновишерском районе, с заявлением в целях постановки его на учет до 2013 года истец не обращался, впервые обратился по данному вопросу в ноябре 2013 году, т.е. по достижении возраста 26 лет. Указанные обстоятельства в совокупности подтверждаются пояснениями Олесиюка Д.А., показаниями свидетеля О.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по смыслу Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, в связи с чем оно возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. При этом в целях реализации предусмотренных ст.8 Федерального закона N150-ФЗ от 21.12.1996 года гарантий названные в законе категории граждан должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений до достижения возраста 23 лет.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Обосновывая исковые требования наличием уважительных причин, по которым Олесиюк Д.А. не имел возможности своевременно обратиться с заявлением о постановке его на жилищный учет, истец указал на то, что ему о наличии у него права на обеспечение жилым помещением ранее 2013 года известно не было, в период с 2003 года по 2006 год он проходил обучение, с 2006 года по 2009 год- службу в Вооруженных Силах РФ.
Признавая правильными выводы суда первой инстанции о том, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, судебная коллегия учитывает следующее. Статус ребенка из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, был приобретен Олесиюком Д.А. за месяц до достижения им совершеннолетия, и приобретения в полном объеме правоспособности, начиная с 25.02.2005 года он вправе был самостоятельно обратиться в компетентный орган с заявлением о постановке его на учет, при этом каких-либо причин, объективно исключающих возможность обращения в целях постановки на учет в период с 25.02.2005 года по 24.05.2006 года истцом не приведено, само по себе обучение в указанный период в учебном заведении к таковым отнесено быть не может.
Кроме того, истец не был лишен возможности обратиться с заявлением о постановке его на жилищный учет после окончания срока прохождения военной службы, в период до достижения им возраста 23 лет ( с 19.05.2009 года по 25.02.2010 года), однако каких-либо причин, объективно препятствующих реализации указанного права, им не приведено.
Таким образом, в материалах дела не содержится отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств того, что причины, по которым истец не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в данном случае могут быть признаны судом уважительными.
Не содержит таких доказательств и апелляционная жалоба, доводы которой по существу сводятся лишь к иному толкованию положений действующего законодательства, признанному судебной коллегией ошибочным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, в связи с чем в ее удовлетворении следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Олесиюка Д.А. на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 29 января 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.