Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего А.В. Железчиковой
судей Е.С. Казанцевой, Н.А, Бургановой
при секретаре Ю.А. Тотьмяниной
рассмотрела в открытом судебном заседании 08.04.2014 года в г. Кудымкар Пермского края апелляционную жалобу администрации Юрлинского муниципального района на решение Юрлинского районного суда Пермского края от 27.01.2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Носковой Н.И. удовлетворить.
Постановление администрации Усть-Зулинского сельского поселения от 10 декабря 2013 года в части отказа в признании семьи Носковой Н.И. нуждающейся в жилом помещении признать незаконным.
Признать семью Носковой Н.И. нуждающейся в жилом помещении для реализации права на участие в долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы".
Обязать администрацию Юрлинского муниципального района Пермского края восстановить семью Носковой Н.И. , состоящую из четырех человек, в списке семей-участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы".
Признать за молодой семьей Носковой Н.И. в составе четырех человек право на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в Юрлинском районе в рамках участия в реализации долгосрочной целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы".
Заслушав доклад судьи А.В. Железчиковой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.И. Носкова обратилась в суд с иском к администрации Усть-Зулинского сельского поселения, администрации Юрлинского муниципального района о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности постановки семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возобновлении в очереди и выдаче сертификата на приобретение жилья в рамках программы "Обеспечение жильем молодых семей.
Требования мотивировала тем, что постановлением Усть-Зулинского сельского поселения N 96 от 28.11.2013 года её семья, состоящая из четырех человек, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако впоследствии данное постановление признано недействительным. Все члены её семьи (муж и двое детей) зарегистрированы по адресу **** - в муниципальном жилье общей площадью 77 кв.м. вместе с родителями и братом. Кроме того, у её матери имеется дом площадью 26,9 кв.м ... Обеспеченность каждого члена семьи жилой площадью составляет 11 кв.м., что менее учетной нормы на 1 человека, установленной в 12 кв.м ... Администрацией поселения при решении вопроса о нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий необоснованно была учтена площадь жилого помещения её матери, поскольку та не является членом её семьи. Просит признать незаконным решение об отказе в постановке на учет её семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать администрацию Усть-Зулинского сельского поселения поставить её семью на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать администрацию Юрлинского муниципального района восстановить её в очереди и выдать сертификат на приобретение жилья по вышеприведенной программе.
В судебном заседании Н.И. Носкова заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Усть-Зулинского сельского поселения Л.Г. Топоркова в судебном заседании исковые требования не признала, указав об отсутствии оснований для признания семьи истицы нуждающейся в жилом помещении.
Представитель ответчика администрации Юрлинского муниципального района А.В. Отегов иск в судебном заседании не признал, указал, что семья истицы обоснованно не была признана нуждающейся в жилом помещении.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе глава администрации Юрлинского муниципального района Т.М. Моисеева не согласна с решением суда в части возложения на ответчика обязанности признать семью истицы нуждающейся в жилом помещении, восстановить в списке участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", признать право на получение социальной выплаты в рамках приведенной программы в размере 35%. Заявленные истцом требования основаны на подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", утвержденной в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", что утверждено постановлением Правительства Пермского края N 1119-п от 30.12.2010 года. Между тем, пунктом 5 постановления Правительства Пермского края N 1665-п от 29.11.2013 года вышеприведенное постановление N 1119-п с 01.01.2014 года признано утратившим силу, то есть на момент разрешения спора по существу заявленных требований долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" признана утратившей силу, в связи с чем решение суда в оспариваемой части является не исполнимым, а потому подлежащим отмене.
В возражениях Н.И. Носкова доводы апелляционной жалобы считает необоснованными, просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, заслушав мнение Н.И. Носковой, находит решение суда законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом и не оспаривается в доводах жалобы, истец Н.И. Носкова состоит в зарегистрированном браке с Н. , от брака супруги имеют двух несовершеннолетних детей Н1. , дата рождения, и Н2. дата рождения.
26.03.2010 года заседанием жилищно-бытовой комиссии при администрации Юрлинского сельского поселения семья Н.И. Носковой, состоящая на указанную дату из трех человек, поставлена на регистрационный учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий (л.д.55).
05.04.2010 года Н.И. Носкова выразила желание участвовать в краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы" с целью последующего получения социальной выплаты на приобретение жилья, и семья Н.И. Носковой была включена в список участников целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" по Усть-Зулинскому сельскому поселению. На момент подачи заявления истица и ее сын Н1 дата рождения были зарегистрированы по месту жительства на территории Усть-Зулинского сельского поселения, кроме них были зарегистрированы еще 5 человек в муниципальном жилом помещении общей площадью 77 кв.м. по адресу: ****
23.03.2011 года члены семьи Н.И. Носковой (она, муж и старший сын) были зарегистрированы по адресу **** в доме, принадлежащем на праве собственности матери истицы М.Н. Ивановой, общей площадью 26,9 кв.м., в период проживания в данном доме дата родилась дочь Н2.
В собственности жилья семья истицы не имеет.
В 2013 году семья Н.И. Носковой была включена в выписку из списка семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году.
08.08.2013 года все члены семьи Н.И. Носковой вновь были зарегистрированы по адресу, **** , в муниципальном жилом помещении, нанимателем которого является А.В, Суворов (сожитель матери), но в данное жилое помещение семья не вселялась.
25.11.2013 года распоряжением администрации Юрлинского сельского поселения семья Н.И. Носковой снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по Юрлинскому сельскому поселению; 28.11.2013 года постановлением главы Усть-Зулинского сельского поселения N 96, семья истицы, состоящая из четырех человек, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на регистрационный учет по Усть-Зулинскому сельскому поселению (л.д.4).
03.12.2013 года постановлением главы Усть-Зулинского сельского поселения N 99 вышеприведенное постановление N 96 от 28.11.2013 года отменено в связи с допущенной ошибкой при подсчете уровня обеспеченности семьи истицы общей площадью жилого помещения (л.д.28).
10.12.2013 года постановлением главы Усть-Зулинского сельского поселения N 100 семье Н.И. Носковой отказано в признании и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основанию обеспеченности каждого члена семьи истца площадью жилого помещения по 14 кв.м., что превышает установленную на территории Усть-Зулинского сельского поселения учетную норму площади жилья на одного члена семьи 12 кв.м. (л.д.27).
В связи с этим, 13.12.2013 года администрацией Юрлинского муниципального района семья истицы Н.И. Носковой исключена из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году по программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" (л.д.46).
Удовлетворяя заявленные требования и признавая семью Н.И. Носковой нуждающейся в жилом помещении для реализации права на участие в долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", возлагая на администрацию Юрлинского муниципального района обязанность восстановить в списке семей-участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", а также признавая за молодой семьей Носковых право на получение социальной выплаты, суд первой инстанции, правильно руководствуясь положениями Постановления Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 года "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", Постановления Законодательного Собрания Пермского края от 21.10.2010 года N 2360 "О концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", Постановления Правительства Пермского края от 11.02.2009 года N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ", долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", обоснованно пришел к выводу о том, что семья истицы Н.И. Носковой является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Отнесение администрацией Усть-Зулинского сельского поселения членов семьи истицы к членам семьи А.В. Суворова, являющегося нанимателя жилого помещения по адресу **** является необоснованным, поскольку истица и члены её семьи в родственных отношениях с А.В. Суворовым не находятся, общее хозяйство с ним не ведут. После регистрации по месту жительства **** , семья истицы фактически место жительства не изменила, с членами своей семьи осталась проживать в доме, принадлежащем на праве собственности матери истицы М.Н. Ивановой в **** 28, общей площадью 26,9 кв.м.
Изложенные выводы суда следует признать верными, подробно мотивированными, соответствующими обстоятельствам дела, основанными на правильно примененных нормах материального права.
Довод апелляционной жалобы о неисполнимости решения в виду признания постановления Правительства Пермского края N 1119-п от 30.12.2010 года "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" утратившим силу с 01.01.2014 года на основании пункта 5 постановления Правительства Пермского края N 1665-п от 29.11.2013 года, судебная коллегия находит не состоятельным.
Постановлением Правительства Пермского края N 1665-п от 29.11.2013 года "Об установлении расходного обязательства Пермского края по обеспечению жильем молодых семей на 2014-2015 годы" утверждены расходные обязательства Пермского края по обеспечению жильем молодых семей на 2014-2015 годы.
Пунктом 2 приведенного постановления предусмотрено включение в реестр расходных обязательств Пермского края расходов на обеспечение жильем молодых семей на период 2014-2015 годов в следующих размерах: в 2014 году в размере *** . рублей, в том числе: предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья на территории Пермского края в размере 35% от расчетной (средней) стоимости жилья на условиях софинансирования мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050, предусматривающего привлечение средств федерального бюджета и средств местных бюджетов в размере *** рублей;
Пунктом 5 постановления Правительства Пермского края N 1665-п от 29.11.2013 года Постановление Правительства Пермского края от 30.12.2010 гола N 1119-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" с 01.01.2014 года утратило силу.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Нормы постановления Правительства Пермского края N 1665-п от 29.11.2013 года не содержат положений о распространении действия на отношения, возникшие до его введения, а потому в силу действующего гражданского законодательства его положения будут распространяться на правоотношения, возникшие только после 01.01.2014 года.
Кроме того, федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050, в рамках которой на уровне Пермского края на условиях софинансирования мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (посредством выделения средств из федерального бюджета) была принята подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", утратившей силу не признана. На Министерство социального развития Пермского края возложена обязанность разработать новый проект постановления Правительства Пермского края об утверждении Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей.
Собранными по делу доказательствами подтверждается и данное обстоятельство не оспаривается в доводах жалобы, что обеспеченность каждого члена семьи Н.И. Носковой составляет менее учетной нормы.
Принимая во внимание, что семья Н.И. Носковой, будучи участником программы, включена в список на получение социальной выплаты в 2013 году, имея намерение получить социальную выплату на приобретение жилья, предоставив документы о нуждаемости в улучшении жилищных условий, исключена из состава участников программы, по указанным ответчиком основаниям (в период действия постановления Правительства Пермского края N 1119-п от 30.12.2010 года "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы"), необоснованно, выводы суда первой инстанции о возложении на администрацию Юрлинского муниципального района обязанности восстановить семью истицы в списке семей-участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" и признать за семьей истицы право на получение социальной выплаты в размере 35% на приобретение жилья, судебная коллегия находит правомерным.
При этом судебной коллегией учитывается, что вышеприведенным постановлением N 1665-п финансирование целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" на 2014-2015 годы, в том числе на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья на территории Пермского края в размере 35% от расчетной (средней) стоимости жилья, (на которую претендует семья истца) обеспечено. Полагать, что оспариваемое решение будет неисполнимым, судебная коллегия оснований не имеет.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, решение суда принято законно и обоснованно, на основании полного и объективного исследования материалов и имеющихся в деле доказательств, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Доводы алелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и потому не могут служить основанием к отмене судебного акта.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Юрлинского районного суда Пермского края от 27.01.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Юрлинского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.