Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой Н.В.
судей Петуховой Е.В., Фомина В.И.
при секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 28 апреля 2014 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Осинского районного суда Пермского края 6 февраля 2014 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Осинского района Пермского края в интересах Конева В.Н. к Правительству Пермского края удовлетворить в полном объеме.
Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Коневу В.Н. в границах Осинского муниципального района Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
В удовлетворении исковых требований прокурора Осинского района Пермского края в интересах Конева В.Н. к Краевому государственному бюджетному учреждению "Дирекция по капитальному строительству" и Межрайонному территориальному управлению N5 Министерства социального развития Пермского края отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., объяснения представителя истца - прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкинои Л.Л. об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы заявителя - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Осинского района Пермского края в интересах Конева В.Н. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению "Дирекция по капитальному строительству", Межрайонному территориальному управлению N5 Министерства социального развития Пермского края о предоставлении Коневу В.Н. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в связи с обращением Конева В.Н., дата рождения, прокурором проведена проверка, в ходе которой установлено, что Конев В.Н. , дата рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Его родители: К. и К1. , решением Осинского районного суда Пермской области от 10.06.1999 г. лишены родительских прав.
По постановлению администрации Осинского муниципального района Пермской области от 24.03.1999 г. N 74 Конев В.Н. был направлен в детский дом, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации Осинского муниципального района от 30.03.2005 г. N200 Конев В.Н. был передан в приемную семью С.
В соответствие со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 121 Семейного Кодекса РФ Конев В.Н. является лицом, оставшимся без попечения родителей.
Конев В.Н. не имеет в собственности либо по договору социального найма жилого помещения.
Конев В.Н. с 29.04.2010 г. состоит на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, но в установленном порядке жилым помещением по договору социального найма не обеспечен.
Согласно уведомления МТУ N 5 Минсоцразвития Пермского края Конев В.Н. по решению жилищной комиссии по включению в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа по Осинскому муниципальному району N 1 от 07.06.2013 г. (учетное дело N ** ) включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 (в ред. от 14.12.2012 г.) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Пермского края от 08.10.2007 г. N 127-ПК (в ред. от 14.12.2012 г.) "О специализированном жилищном фонде Пермского края", Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, Конев В.Н. имеет право на предоставление по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, соответствующего нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленным органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, но не менее 33-х квадратных метров, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
Бездействием ответчиков нарушено право Конева В.Н. на предоставление ему специализированного жилого помещения.
Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор просил обязать Краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству", Правительство Пермского края, Межрайонное территориальное управление N 5 Министерства социального развития Пермского края предоставить Коневу В.Н. по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленным органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, но не менее 33-х квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям; определить место жительства Коневу В.Н. в г. Оса Пермского края.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Конев В.Н. пояснил, что жилым помещением не обеспечен, поддержал исковые требования прокурора в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков - Правительства Пермского края и Краевого государственного бюджетного учреждения "Дирекция по капитальному строительству", в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом (л.д.54-55), о причинах не явки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания от них не поступило.
Ранее представителем ответчика - Правительства Пермского края, в суд были представлены письменные возражения по иску, в которых указано, что с исковыми требованиями прокурора Правительство Пермского края не согласно в полном объеме.
Представитель ответчика - Межрайонного территориального управления N5 Министерства социального развития Пермского края по доверенности Головнина А.В., указала, что разрешение иска по существу оставляет на усмотрение суда.
На основании ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство строительства и архитектуры Пермского края,
Представитель третьего лица - Министерства строительства и архитектуры Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом (л.д.54-55), о причинах не явки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступило.
Представители третьих лиц - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явились. От них в суд поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.56-57).
От представителя третьего лица - Министерства социального развития Пермского края, ранее в суд поступили письменные возражения на иск, в которых указано на необходимость оставления иска прокурора без удовлетворения.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит Правительство Пермского края.
Правительство Пермского края выражает несогласие с выводом суда в части возложения на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению жилого помещения в границах Осинского муниципального района.
Считает, что по данному делу суд неправильно истолковал закон.
Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указывает на то, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Конева В.Н. на предоставление жилья территорией Осинского муниципального района не основано на действующем законодательстве.
В суде апелляционной инстанции представитель истца - прокурор Пермской краевой прокуратуры Левыкина Л.Л. возражала против отмены решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились.
От прокуратуры Осинского района поступили возражения на апелляционную жалобу Правительства Пермского края, в которых указывается на несостоятельность доводов жалобы заявителя.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом при разрешении спора Конев В.Н. обратился к прокурору с просьбой предъявить настоящий иск (л.д.20), в связи с чем прокурор на основании положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Конева В.Н. (л.д.3-6).
Конев В.Н. родился дата . (л.д.17;19).
На дату обращения с иском в суд достиг 18-летнего возраста, относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители: мать - К. и отец - К1. , решением Осинского районного суда Пермской области от 10.06.1999 г. лишены родительских прав в отношении сына, Конева В.Н. и других детей (л.д.8-10).
Постановлением главы администрации Осинского района Пермской области N200 от 30.03.2005 г. Конев В.Н. передан на воспитание в приемную семью С. (л.д.18).
Жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Конев В.Н. до настоящего времени не обеспечен.
За Коневым В.Н. какие-либо жилые помещения не закреплялись, права на какие-либо жилые помещения отсутствуют, в собственности жилых помещений у него нет, что подтверждается соответствующими сведениями регистрирующих органов, в связи с чем истец поставлен в очередь на получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением МТУ N 5 Министерства социального развития Пермского края (протокол N1 от 07.06.2013 г.), включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.12-16).
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Конев В.Н., как лицо, отнесенное к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Конев В.Н. вправе претендовать на предоставление ему для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что Конев В.Н. на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечен, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшейся без попечения и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, достиг 18 лет.
При этом, не влечет отмену постановленного судом решения довод апелляционной жалобы заявителя о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истца на предоставление жилья территорией Осинского муниципального района не основано на действующем законодательстве.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, в названном Постановлении указано на то, что жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия, по общему правилу, предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Местом жительства Конева В.Н. в соответствии со статьей 20 ГК РФ является г. Оса Пермского края, где он проживал ранее и проживает в настоящее время. Невозможность предоставления жилого помещения по месту его жительства материалами дела не доказана, согласие на предоставление ему жилого помещения не по месту проживания также отсутствует.
Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Коневу В.Н. жилого помещения на территории Осинского муниципального района требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению процессуальной позиции заявителя, занятой в суде первой инстанции, направлены на переоценку исследованных
судом доказательств и установленных обстоятельств, оснований для чего не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом правильно применен материальный закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Осинского районного суда Пермского края от 6 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Осинского районного суда Пермского края от 6 февраля 2014 года - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.