Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А., судей Стрельцова А.С. и Швецова К.И., при секретаре Кирьяновой О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 22 января 2014 года дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 31 октября 2013 года, которым постановлено:
обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить Барабашу В.Н. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в черте городе Перми.
Заслушав доклад судьи Швецова К.И., пояснения представителя прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми, действуя в интересах Барабаша В.Н., обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (далее по тексту - ДЗО г.Перми), сославшись на следующие обстоятельства.
Истец является инвалидом ** группы, проживает с семьёй в доме, признанном непригодным для проживания, поставлен на учёт как нуждающийся в предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма жилья. В этом случае он имеет право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведение подсобного и дачного хозяйства в соответствии с абзацем 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ". Ответчиком незаконно отказано в предоставлении истцу указанного земельного участка, поскольку не установлен порядок совершения таких действий в отношении инвалидов.
В ходе разбирательства дела судом первой инстанции представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований, опираясь на приведённые выше обстоятельства.
Ответчик иск не признал, полагая, что без предварительного согласования места размещения объекта и его площади, в связи с отсутствием работ по формированию земельного участка лицом, претендующим на его получение и за счёт данного лица, требования Барабаша В.Н. не могут быть удовлетворены.
Ленинским районным судом г. Перми постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ДЗО г. Перми, по тем же основаниям, что указьшались ответчиком в суде первой инстанции, ссылаясь на необъективность выводов суда и неправильное применение норм материального права.
Судебная коллегия, проверив по доводам апелляционной жалобы законность и обоснованность решения суда первой инстанции (статья 327.1 ГПК РФ), не находит оснований для его отмены.
Удовлетворяя иск прокурора, районный суд пришёл к выводу о том, что Барабаш В.Н., являясь инвалидом ** группы, проживающий с семьёй в доме, непригодном для проживания, признанный в установленном порядке нуждающимся в предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, приобрёл право на получение для индивидуального жилищного строительства в черте города Перми земельного участка. С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Согласно абзацу 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-фЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется правд на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии со статьёй 29 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из, земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, облагающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и П настоящего Кодекса.
Как следует из положений пункта 3 статьи 30.1 ЗК РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявлений гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещении , объекта , в том числе инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ, которым закреплено проведение работ по формированию земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 ИЮЛЯ 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке).
Действующим на день рассмотрения настоящего дела законодательством предусмотрена возможность предоставления Барабашу В.Н. как инвалиду ** группы, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, земельного участку для индивидуального жилищного строительства в черте города Перми (по месту жительства лица), за выделом которого истец обращался в ДЗО г. Перми с заявлением.
Отсутствие правового регулирования порядка льготного предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, указанной категории граждан, а также механизма применения закона не является препятствием для прлучения Барабашем В.Н предоставляемой ему социальной поддержки.
В рассматриваемом случае право на первоочередное получение истцом земельного участка предполагает безусловное его предоставление инвалиду органом местного самоуправления при отсутствии торгов, поскольку действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе, где действует принцип передачи имущества победителю аукциона.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидрв" по обеспечению их жилыми йрмещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо было осуществить организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства ведения подсобного и дачного хозяйства. Доводы ответчика о том, что отсутствует предварительное согласование места размещения объекта и его площади, границы указанного земельного участка не определены, поэтому он не соответствует понятию земельного участка, который может являться предметом договора аренды, не имеют правового значения. Само по себе требование о предоставлении земельного участка не возлагает на ответчика обязанностей по проведению работ, связанных с платным формированием названного объекта для инвалида. Истец, претендующий на земельный участок, в силу закона должен самостоятельно обеспечить проведение названных работ за свой счёт. На ДЗО г. Перми лишь возлагается обязанность принять решение о предоставлении гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте города Перми, тем самым создать условия для реализации упомянутого права.
Принимая во внимание изложенное, в жалобе ответчика отсутствует ссылка на предусмотренные законом обстоятельства, влекущие отмену в апелляционном порядке оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 199 и 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г.Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 31 октября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.