Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего: Киселевой Н.В. Судей Кузнецовой Г.Ю., Фомина В.И. При секретаре Кармановой Ж.П.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 30.04.2014 года в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 31.01.2014 года, которым постановлено:
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Томскому И.М. в границах города Перми по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., пояснения представителя Правительства Пермского края на основании доверенности Довнер Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы; пояснения Томского И.М. и его представителя на основании доверенности Салтыкова С.А., просивших оставить решение суда без изменения; проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Томский И.М. обратился в суд с иском к администрации г. Перми, Правительству Пермского края, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании незаконным и об отмене распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 10.10.2012 года, о восстановлении истца в списке на внеочередное предоставление жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о возложении на администрацию г.Перми обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения, не менее 33 кв.м., как лицу, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджета Пермского края.
Уточнив исковые требования, просил обязать Правительство Пермского края предоставить ему, как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее 33 кв.м. Заявленные требования обосновывал тем, что относится к названной категории лиц, в 1998 году поставлен на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 10.10.2012 года снят с жилищного учета в связи с тем, что его матери предоставлено на условиях социального найма жилое помещение площадью 13,9 кв.м., истец был включен в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя. Считая решение от 10.10.2012 года незаконным, просил удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании Томский И.М. на иске настаивал.
Представитель Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края иск не признал.
Администрация города Перми, Управление жилищных отношений администрации г.Перми, КГБУ "Дирекция по капитальному строительству" представителей в судебное заседание не направили.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Правительство Пермского края, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Оспаривая изложенные в решении суда выводы, полагает, что оснований для удовлетворения иска не имелось. 10.10.2012 года Томский И.М. исключен из списка детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и состоит в общей очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Распоряжение об исключении из списка Томским И.М. не оспорено, с заявлением о предоставлении жилья по договору специализированного жилого помещения истец не обращался, в досудебном порядке указанный вопрос урегулирован не был. Томский И.М. утратил статус лица, имеющего право на получение жилья по льготной категории, поскольку право на получение жилья начал реализовывать лишь достигнув возраста 37 лет. Истец включен в договор социального найма жилого помещения по ул. **** г.Перми, является членом семьи нанимателя и зарегистрирован по указанному адресу.
Томский И.М. представил возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с учетом требований, предусмотренных статьей 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Томский И.М. родился /дата/ , является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать - Т. с 30.03.1976 года отбывала наказание в местах лишения свободы.
Томский И.М. помещался в МОУ "Детский дом" г.Кунгура, в Краснокамскую школу-интернат для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; обучался в профессионально-техническом училище N ** , проживал в общежитии по ул. **** г.Перми.
Томский И.М. с 23.08.1998 года состоял на жилищном учете в администрации Кировского района г.Перми по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 10.10.2012 года N 504 Томский И.М. исключен из списка граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в связи с утратой оснований, дающих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, ввиду наличия жилого помещения по договору социального найма на жилую площадь, расположенную по адресу: г. Пермь ул. **** . За Томским И.М. сохранено право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку общей очереди с даты принятия на учет, то есть с 23.09.1998 года, номер очереди по состоянию на 23.09.2013 года - 10275.
В список детей - сирот, имеющих право на получение жилья специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, Томский И.М. не включался, жилое помещение Томскому И.М. по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлялось.
Удовлетворяя исковые требования Томского И.М., суд первой инстанции
обоснованно исходил из того, что Томский И.М., как лицо, отнесенное к категории
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на
предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма
специализированного жилого помещения, иного жилья на праве собственности не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд пришел к выводу, что исключение истца из льготного списка является незаконным в связи с тем, что Томский И.М. не был обеспечен жилым помещением, отвечающим требованиям жилищного законодательства по норме предоставления.
Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Томский ИМ. вправе претендовать на предоставление ему для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что Томский И.М. на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечен, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения, исключен из списка нуждающихся в жилом помещении незаконно, достиг 18 лет.
Оспаривая постановленное судом решение, Правительство Пермского края полагает, что Томским И.М. утрачен статус, установленный ст.1 названного выше Закона, который сохранялся за ним до достижения 23-летнего возраста.
Указанные доводы приводились ответчиком в суде первой инстанции и обоснованно признаны судом несостоятельными.
Как было указано ранее, Томский И.М. состоял на жилищном учете по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 23.09.1998 года, исключен из указанного списка 10.10.2012 года.
Установив, что Томский И.М. исключен из льготного списка при отсутствии к тому правовых оснований, суд пришел к правильному выводу о том, что за истцом сохранилось право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда вне зависимости от того, что он поставлен на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в общем порядке.
Как следует из преамбулы названного Федерального закона, а также статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Пунктом 9 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из содержания названного Закона также следует, что право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет, но только в том случае, если это право было реализовано в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Томский И.М. с заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, обратился до наступления возраста 23 лет, состоял на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, обеспечен жильем не был.
Удовлетворяя заявленные Томским И.М. требования, суд пришел к верному выводу о том, что предоставление матери истца - Т. на условиях договора социального найма жилого помещения общей площадью 13,9 кв.м и включение в договор социального найма Томского И.М., не могло служить основанием для исключения истца из льготной очереди. Суд правильно указал, что жилое помещение по ул. **** г.Перми не соответствовало норме предоставления жилой площади (15 кв.м на одного человека), Т. не был обеспечен жилым помещением, соответствующим требованиям законодательства.
Таким образом, достигнув возраста 23 лет, Т. не утратил статус лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как жилым помещением он обеспечен не был.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом судебной проверки, и признаны судом первой инстанции несостоятельными, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 31.01.2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.