Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Змеевой Ю.А., судей Варовой Л.Н., Кириенко Е.В., с участием прокурора Синевой A.M., при секретаре Бородкиной Ю.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 28 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Администрации г.Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 7 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Перми, действующего в интересах Шевченко Т.Г. , Шевченко Н.В. , Шевченко Ю.Н. , действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Иванова М.В. , Лобановой Н.В. , действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Лобанова Е.О. и Лобановой Д.О. , Казаковой Е.В. , действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Гилевой А.С. , Гилевой Д.С. , Гилевой А.С. , Гилева Д.С. и Гилевой В.С. , Казаковой Е.В. , действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Казаковой А.В. и Казаковой Д.В. , к администрации города Перми, администрации Орджоникидзевского района г. Перми, МКУ "Управление муниципальным жилищным фондом города Перми" о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Перми предоставить Лобановой Н.В. на состав семьи из трех человек, включая несовершеннолетних детей: Лобанова Е.О. и Лобанову Д.О. , отдельное благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее чем 45 кв.м., отвечающее санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства по городу Перми, находящееся в пределах г. Перми.
Обязать администрацию г. Перми предоставить Казаковой Е.В. на состав семьи из 6 человек, включая несовершеннолетних детей: Гилеву А.С. , Гилеву Д.С. , Гилеву А.С. , Гилева Д.С. и Гилеву В.С. , отдельное благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее чем 90 кв.м., отвечающее санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства по городу Перми, находящееся в пределах г. Перми.
Обязать администрацию г. Перми предоставить Шевченко Т.Г. на состав семьи из 7 человек, включая Шевченко Н.В. , Шевченко Ю.Н. , несовершеннолетнего Иванова М.В. , Казакову Е.В. и несовершеннолетних Казакову А.В. и Казакову Д.В. , благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее чем 10, 36 кв.м., отвечающее санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства по городу Перми, находящееся в пределах г. Перми.
В удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г. Перми, действующего в интересах Шевченко Т.Г. , Шевченко Н.В. , Шевченко Ю.Н. , действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Иванова М.В. , Лобановой Н.В. , действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Лобанова Е.О. и Лобановой Д.О. , Казаковой Е.В. , действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Гилевой А.С. , Гилевой Д.С. , Гилевой А.С. , Гилева Д.С. и Гилевой В.С. , Казаковой Е.В. , действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Казаковой А.В. и Казаковой Д.В. , предъявленных к администрации Орджоникидзевского района г. Перми, МКУ "Управление муниципальным жилищным фондом города Перми", о предоставлении жилого помещения, а также о предоставлении жилого помещения Шевченко Т.Г. , Шевченко Н.В. , Шевченко Ю.Н. , Иванову М.В. , Казаковой Е.В. , Казаковой А.В. и Казаковой Д.В. с учетом нормы предоставления жилого помещения - отказать".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения прокурора, истцов Лобановой Н.В., Казаковой Е.В., Шевченко Т.Г., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Перми обратился в суд с заявлением в интересах Шевченко Т.Г., Шевченко Н.В., Шевченко Ю.Н., Лобановой Н.В., Казаковой Ел.В., Казаковой Ек.В., Казаковой А.В. и Казаковой Д.В. к администрации города Перми, администрации Орджоникидзевского района г. Перми, МБУ "Управление муниципальным жилищным фондом города Перми". С учетом уточнения иска в порядке ст.39 ГПК РФ (л.д. 200), просит:
предоставить Казаковой Е.В. на состав семьи из 6 человек, включая несовершеннолетних детей: Гилеву А.С, Гилеву Д.С, Гилеву А.С, Гилева Д.С, Гилеву B.C., отдельное благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, отвечающее санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства по городу Перми, общей площадью не менее чем 90 кв.м;
предоставить Лобановой Н.В. на состав семьи из трех человек, включая несовершеннолетних детей: Лобанова Е.О. и Лобанову Д.О., отдельное благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, отвечающее санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства по городу Перми, общей площадью не менее чем 45 кв.м;
предоставить Шевченко Т.Г. на состав семьи из 7 человек, включая Шевченко Н.В., Шевченко Ю.Н., Шевченко В.Н., Казакову Е.В. и несовершеннолетних Казакову А.В. и Казакову Д.В., благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, отвечающее санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства по городу Перми, общей площадью не менее чем 105 кв.м..
Исковые требования мотивированы тем, что дом N ** по ул. **** в г. Перми относится к муниципальному жилищному фонду. В комнате, расположенной в квартире N ** по ул. **** города Перми, зарегистрированы: Шевченко Т.Г., а также члены ее семьи Шевченко Ю.Н., Шевченко Н.В., Казакова Е.В., Лобанова Н.В., Казакова Е.В., Казакова Д.В., Казакова А.В ... Заключением межведомственной комиссии от 26.07.2010 г. дом признан непригодным для постоянного проживания, ремонту и реконструкции не подлежит, так как находится в ветхом состоянии и не соответствует санитарно-техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям; износ здания составил 74 %. До настоящего времени каких-либо мер к расселению жильцов и сносу дома собственник не предпринял. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (п. 5 ст. 57 ЖК РФ). Решением Пермской городской Думы N 103 от 30.05.2006 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Ответчик - Администрация г. Перми с решение суда не согласна в части удовлетворенных исковых требований, в данной части просит решение отменить, отказав в иске. Указывает, что по смыслу ч.2 ст.49 ЖК РФ вопрос о признании семьи малоимущей в целях получения жилого помещения по договору социального найма относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления (в г.Перми - в компетенции Комитета социальной защиты населения). В материалах дела отсутствуют доказательства обращения истцов в компетентный орган местного самоуправления с заявлением о признании малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. ТУ Минсоцразвития ПК компетентным органом для разрешения вопроса о малоимущности граждан в целях оспариваемых правоотношений не является, поскольку определяет данный статус в целях получения мер социальной поддержки. Признание граждан нуждающимися в жилом помещении относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Лобановой Н.В. 22.02.2012 г. распоряжением начальника управления жилищных отношений (далее - УЖО) N 551 отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с непредставлением необходимых документов, подтверждающих наличие оснований нуждаемости. При рассмотрении дела установлено, что истцы на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны. При таких обстоятельствах, со ссылкой на положения ст., ст. 57, 49, 52 ДК РФ, определение КС РФ от 05.03.2009 г. N 376-О-П заявитель жалобы указывает, что оснований для удовлетворения требований о предоставления им жилых помещений по нормам предоставления у суда не имелось. Кроме того, администрация полагает, что сам факт проживания в непригодном для этого помещении не может свидетельствовать о малоимущности и нуждаемости истцов в жилье, поскольку не исключает возможность принадлежности им иных жилых помещений либо их приобретения при наличии достаточных средств. При вынесении решения судом первой инстанции не дано оценки имеющимся в деле справкам от 02.07.2012 г., 30.07.2012 г., 04.10.1012 г., что истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении; не дана оценка справкам ТУ Минсоцразвития ПК по г. Перми. Не было дано оценки и тому обстоятельству, что в исковом заявлении отсутствовали требования о признании истцов малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, обсудив доводы жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части удовлетворенных исковых требований в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что комната жилой площадью 17, 9 кв. м, расположенная в квартире по ул. **** в г.Перми, на основании ордера N 266 от 20.03.1980 года, выданного решением исполкома Орджоникидзевского Совета депутатов трудящихся от 18.03.1980 года, была предоставлена Казаковой Т.Г. (л.д. 12, 13) на семью из трех человек, включая двух дочерей (Казакова Н.В., Казакова Е.В.).
В данной комнате в настоящее время зарегистрированы по месту жительства: Шевченко Т.Г., дата рожденрия, ее муж Шевченко Н.В., дата рожденрия, дочери Шевченко Ю.Н., дата рожденрия, внук Иванов М.В., дата рожденрия, дочь Лобанова Н.В., 1976 дата рожденрия, внуки Лобанов Е.О., дата рождения и Лобанова Д.О., дата рожденрия, дочь Казакова Ел.В., дата рожденрия, внуки Гилева А.С., дата рожденрия, Гилева Д.С, дата рожденрия, Гилева А.С., дата рожденрия, Гилев Д.С, дата рождения и Гилева B.C., дата рождения; дочь Казакова Ек.В., дата рожденрия, внуки Казакова А.В., дата рождения и Казакова Д.В., дата рождения (справка N 6345 о составе семьи, выданная 19.09.2012 г. МКУ "Управление жилищным фондом города Перми", копии паспортов (л. д. 147, 14-29)).
Заключением межведомственной комиссии от 26.07.2010 г. на основании акта обследования от той же даты жилые помещения в жилом доме N ** по ул. **** в г.Перми отнесены к категории непригодных для постоянного проживания, ремонту и реконструкции не подлежат в связи с ветхим состоянием, так как износ дома по состоянию на июль 2010 года составил 74 % (л. д. 30-31,32-33).
По данным технического паспорта на дом N ** по ул. **** города Перми, помещение N ** является жилой комнатой, жилая площадь которой составляет 17, 0 кв.м. (л.д. 35-38).
Удовлетворяя исковые требования о предоставлении истцам трех жилых помещений, суд исходил из того, что семьи Лобановой Н.В. (в составе 3-х человек) и Казаковой Е.В. (в составе 6 человек) являются нуждающимися в предоставлении жилого помещения и малоимущими, в связи с чем, с учетом положений п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ, подлежат обеспечению жилыми помещениями по нормам предоставления. Вывод о принадлежности указанных семей к категории малоимущих сделан судом на основании справок ТУ Министерства социального развития Пермского края в г.Перми. Остальным истцам суд посчитал возможным предоставить благоустроенное жилое помещение площадью не менее 10, 36 кв.м.
Коллегия считает выводы суда о том, что семьи Лобановой Н.В. и Казаковой Е.В. относятся к категории малоимущих, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и постановленными без учета положений следующих правовых норм.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Законом Пермской области от 30.11.2005 N 2694-601 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" определено (ст.1), что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту жительства граждан органом местного самоуправления.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право:
малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде;
иные определенные федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в государственном жилищном фонде.
Законом Пермской области от 30.11.2005 N 2692-600 "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" установлено, что малоимущими являются граждане, проживающие на территории Пермского края, признанные малоимущими органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. При этом в ст.1 данного закона определено, что органом, уполномоченным для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, является орган местного самоуправления.
Из положений указанных выше правовых норм следует, что вопросы признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, постановка на такой учет относятся к компетенции органа местного самоуправления.
Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 221 (п.3.1.3) организация работы по признанию граждан малоимущими в целях постановки на учет для предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, возложена на Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми.
В связи с этим вывод об отнесении граждан к категории малоимущих может быть сделан только на основании решения уполномоченного органа, которым на территории г. Перми является Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми. В материалы дела каких-либо решений уполномоченного органа о признании истцов (их семей) малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, не представлено. Согласно письмам Комитета социальной защиты населения N СЭД-20-01-21-147 от 27.06.2012 г. (л.д.59), N СЭД-20-01-21-308 от 11.09.2012 г. (л.д.105), N СЭД-20-01 -14-681 от 15.10.2012 г. решений о признании (непризнании) малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в отношении Шевченко Т.Г., дата рожденрия, Шевченко Ю.Н., дата рожденрия, Лобановой Н.В., дата рожденрия, Казаковой Е.В., дата рожденрия, Казаковой Е.В., дата рожденрия, Казаковой Д.В., дата рождения не принималось; согласно сведениям УЖО администрации г. Перми от 02.07.2012 г. (л.д.55), от 30.07.2012 г. (л.д.87), от 04.10.2012 г. (л.д.168) указанные лица на учете в качестве нуждающихся не состоят. Более того, распоряжением начальника УЖО администрации г.Перми N 551 от 22.10.2012 г. (л.д.215) Лобановой Н.В. и членам ее семьи отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с непредставлением документов, предусмотренных ч.4 ст.52 ЖК РФ. В связи с этим оснований считать истцов малоимущими, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по нормам предоставления, у суда не имелось.
Для разрешения вопроса о признании истцов малоимущими в целях нуждаемости в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма по нормам предоставления не могут быть приняты справки N 14-1334 от 28.11.2011 г. (л.д.149) о том, что семья Казаковой Е.В. в количестве 7 человек является малоимущей, N 14-707 от 18.07.2012 г. о том, что семья Лобановой Н.В. в составе 3-х человек является малоимущей, выданные ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, поскольку они выданы иным органом -органом субъекта РФ (Постановление Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п "Об утверждении Положения о Министерстве социального развития Пермского края" (п. 1.1)), в иных целях - с целью предоставления мер социальной поддержки в соответствии с положениями ст.15, 18.7, 18.8 закона Пермской области "Об охране семьи, отцовства и детства".
В соответствии с ч.1 ст.56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Истцами в материалы не представлено доказательств нуждаемости в предоставлении жилых помещений на основании договора социального найма по норме предоставления. В связи с этим решение суда в части удовлетворения исковых требований не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
При установленных обстоятельствах, с учетом предмета заявленных требований и положений ч.З ст. 196 ГПК РФ, коллегия считает возможным в отмененной части принять новое решение об отказе в иске. Отмена решения суда в части предоставления Шевченко Т.Г. на состав семьи из семи человек жилого помещения площадью 10, 36 кв. обусловлена разным субъектным составом лиц, имеющих право пользования спорным помещением и лиц, которым решением суда предоставлено жилое помещение площадью 10, 36 кв.м. При этом истцы, с учетом признания дома по ул.Зюкайская, 7-13 в г. Перми не пригодным для проживания и подлежащим сносу, не лишены возможности защиты своих прав предусмотренным законом способом.
Руководствуясь, ст. 199, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 07.11.2012 г. отменить в части удовлетворения исковых требований об обязании администрации города Перми предоставить Лобановой Н.В. на состав семьи из трех человек, включая несовершеннолетних детей: Лобанова Е.О. и Лобанову Д.О. , отдельное благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее чем 45 кв.м., отвечающее санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства по городу Перми, находящееся в пределах г. Перми; обязании администрации г. Перми предоставить Казаковой Е.В. на состав семьи из 6 человек, включая несовершеннолетних детей: Гилеву А.С. , Гилеву Д.С. , Гилеву А.С. , Гилева Д.С. и Гилеву В.С. , отдельное благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее чем 90 кв.м., отвечающее санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства по городу Перми, находящееся в пределах г. Перми; обязании администрации г. Перми предоставить Шевченко Т.Г. на состав семьи из 7 человек, включая Шевченко Н.В. , Шевченко Ю.Н. , несовершеннолетнего Иванова М.В. , Казакову Е.В. и несовершеннолетних Казакову А.В. и Казакову Д.В. , благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее чем 10, 36 кв.м., отвечающее санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства по городу Перми, находящееся в пределах г. Перми.
В отмененной части принять новое решение - об отказе в иске.
В остальной части решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 07.11.2012 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.