Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Лаврентьева В.Ю. и судей Ворониной Е.И., Владыкиной О.В. при секретаре Анохиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 28 апреля 2014 г. дело по апелляционной жалобе Оноховой Т.А. на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 27 января 2014 года, которым постановлено:
Оноховой Тамаре Александровне в удовлетворении исковых требований к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми о признании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N887 от 25.07.2013г. незаконным, о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов работы с 1.11.1999г. по 7.02.2005г. - медицинской сестрой в Некоммерческой организации учреждении "Санаторий-профилакторий "Здоровье" ОАО "Мотовилихинские заводы", в том числе с 31.03.2003г. в Автономной некоммерческой организации "Социальный комплекс" Санаторий-профилакторий "Мотовилиха", назначении пенсии с 25.04.2013г. отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., пояснения Оноховой Т.А., представителя истца - Втюрина Л.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Онохова Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Мотовилихинскому району г. Перми о включении периодов работы в спецстаж, назначении пенсии, указав в заявлении, что 25.04.2013 г. она обратилась к ответчику о назначении ей трудовой пенсии по старости. Протоколом Заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ к Мотовилихинском районе г. Перми N887 от 25.07.2013г. в специальный трудовой стаж были зачтены периоды работы общим сроком 27 лет 11 месяцев 29 дней. При этом Протоколом N 887 от 25.07.2013 г. в специальный стаж не был зачтен период работы: с 01.11.1999г. по 07.05.2005г. (5 лет 2 месяца 21 день) - работа медицинской сестрой в НОУ "Санаторий - профилакторий "Здоровье" ОАО "Мотовилихинские заводы", с 31.03.2003г. АНО "Социальный комплекс" Санаторий - профилакторий "Мотовилиха". В качестве причины отказа указано: учреждение не поименовано Списками. На основании сделанных в Протоколе выводов Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Мотовилихинском районе г. Перми ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа. С принятым в Протоколе N887 от 25.07.2013г. решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Мотовилихинском районе г. Перми она не согласна, считает отказ в назначении досрочной пенсии по старости незаконным и нарушающим ее права и законные интересы. Истица указывала на то, что Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Мотовилихинском районе г. Перми N 887 от 25.07.2013г. был засчитан в специальный стаж следующий период работы: с 24.01.1989г. по 28.07.1997г. и с 09.08.1997г. по 31.10.1999г. - медицинская сестра в санатории - профилактории Пермского машиностроительного завода им. В. И. Ленина, с 05.12.1992г. санаторий - профилакторий "Здоровье" АО "Мотовилихинские заводы", с 23.03.1998 г. Некоммерческая организация учреждение "Санаторий - профилакторий "Здоровье" ОАО "Мотовилихинские заводы". Исходя из того, что вышеуказанный период работы был включен в специальный трудовой стаж, необоснованным является не включение в специальный трудовой стаж периоды работы с 01.11.1999г. по 07.02.2005г. В данный период времени она работала в той же организации. Факт исполнения ею одинаковых должностных и функциональных обязанностей медицинской сестры на протяжении всего периода времени может быть подтвержден на основании свидетельских показаний. Таким образом, период работы с 01.11.1999г. по 07.02.2005г. (5 лет 2 месяца 21 день) должен быть включен в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ". На основании изложенного просила включить в специальный трудовой стаж Оноховой Т. А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы: с 01.11.1999г. по 07.02.2005г. (5 лет 2 месяца 21 день) - работа медицинской сестрой в НОУ "Санаторий - профилакторий "Здоровье" ОАО "МЗ", с 31.03.2003г. АНО "Социальный комплекс" Санаторий - профилакторий "Мотовилиха", назначить пенсию с 25.04.2013г., признать незаконным Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Мотовилихинском районе г. Перми N 887 от 25.07.2013г.
В судебном заседании истица настаивала на заявленных требованиях.
Представитель ответчика исковые требования не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Онохова Т.А., полагая, что судом были нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Истец считает, что у суда имелись все основания и доказательства для установления тождественности должности и функциональных трудовых обязанностей истицы в период с 1997 года по 01.11.1999 года и с 01.11.1999 года по 07.02.2005 года.
Кроме того, указывается, что 21.08.2013 года ответчиком был вынесен протокол заседания комиссии в дополнение к ранее вынесенному. Данным протоколом внесены изменения и указывается, что "читать раздел "не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды в следующей редакции" далее перечислены периоды работы, которые с учетом изменений не включаются в специальный трудовой стаж. В перечисленных периодах отсутствует ранее имевшийся период работы истицы с 01.11.1999 года по 07.02.2005 года. Таким образом, ранее вынесенный протокол заседания комиссии от 25.07.2013 года следует читать с учетом изменений протокола от 21.08.2013 года. Так как период работы с 01.11.1999 года по 07.02.2005 года был исключен из периодов, не подлежащих включению в специальный трудовой стаж, соответственно, он должен быть зачислен в периоды, которые включаются в специальный трудовой стаж. Данные изменения суд не принял во внимание.
В судебную коллегию поступили письменные возражения на апелляционную жалобу истца от ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя УПФ (ГУ) РФ в Мотовилихинском районе г. Перми, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, заслушав пояснения истицы Оноховой Т.А. и ее представителя - Втюрина Л.С, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
При этом решение суда в соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом в стаж, дающий право на пенсию, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", периоды работы с 01 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года - согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, периоды работы с 14 ноября 2002 года - в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (далее - Постановление N 464).
Постановлением Правительства N 1066 предусмотрено, что в выслугу лет, дающую право на трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывается работа в должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком.
В частности, согласно Списку, утвержденному Постановлением Правительства N 1066, к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, относятся санатории (курорты) (в том числе детские):
для лечения туберкулеза всех форм;
для больных с последствиями полиомиелита;
для гематологических больных;
для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата;
для больных ревматизмом;
-психоневрологические - включены Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 года N 130 (пункт 21 Списка).
Исходя из приведенной правовой нормы, право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют только лица, работающие в санаториях (курортах), предназначенных для лечения определенных Списком заболеваний.
Аналогичные учреждения здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, предусмотрены и Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 .
Как следует из материалов дела, 25.04.2013г. Онохова Т.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173 -ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Указанный вопрос был рассмотрен на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан протокол N887 от 25.07.2013г. Комиссией Оноховой Т. А. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 25.04.2013 года в связи с отсутствием требуемого стажа за лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Истице комиссией по назначению пенсии зачтен стаж 27 лет 11 месяцев 29 дня при требуемом 30 летнем стаже.
Комиссией не включены в специальный стаж следующие периоды работы: с 01.11.1999г. по 07.02.2005г. - период работы в должности медицинская сестра в Некоммерческой организации учреждении "Санаторий - профилакторий "Здоровье" ОАО "Мотовилихинские заводы", в том числе с 31.03.2003г. в Автономной некоммерческой организации "Социальный комплекс" Санаторий - профилакторий "Мотовилиха", итого 5 лет 2 месяца 3 дня.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлениями Правительства РФ N 1066 от 22.09.1999 года и N 781 от 29.10.2002 года, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы в должностях, указанных в Списках в разделе "Наименование должностей" при условии ее выполнения в учреждениях здравоохранения, названных в разделе "Наименование учреждений" соответствующих Списков.
Поскольку Некоммерческая организация учреждение "Санаторий-профилакторий "Здоровье" Открытого акционерного общества "Мотовилихинские заводы" и с 31.03.2003г. Автономная некоммерческая организация "Социальный комплекс" Санаторий-профилакторий "Мотовилиха" не осуществляли медицинскую деятельность по лечению и профилактике заболеваний, перечисленных в Списках от 29.10.2002 года и от 22.09.1999года, поэтому период работы истицы после 1 ноября 1999 года не может быть засчитан в выслугу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Довод апелляционной жалобы о том, что судом должно было быть установлено тождество должности и функциональных обязанностей является не состоятельным, поскольку учреждение, в котором работала истица в спорный период времени, как следует из Устава учреждения, является разнопрофильным, Основными видами деятельности Учреждения "Санаторий-профилакторий "Здоровье" являются: оказание квалифицированной лечебно-профилактической помощи работникам ОАО "Мотовилихинские заводы в основном без отрыва их от производственной деятельности; организация санаторного лечения граждан, стационарного и амбулаторного лечения, отдыха и лечения детей, подростков, инвалидов, участников войн, беременных женщин, лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, социально незащищенных групп населения и других граждан; оказание медицинских услуг по диагностике и лечению различных заболеваний. Учреждение "Санаторий-профилакторий "Здоровье" обеспечивает предоставление рационального и диетического питания, проживание в помещениях, отвечающих требованиям санитарных норм и правил для лечебно-профилактических учреждений (п.4.2 Устава). Кроме указанных в п. 4.2. Учреждение "Санаторий-профилакторий "Здоровье" вправе осуществлять для достижения Уставных целей следующие виды предпринимательской деятельности, приносящие доход: профилактические медицинские осмотры; фармацевтическая деятельность; развитие и внедрение научных достижений в практику здравоохранения; организация обучения и обмена опытом, проведение семинаров, создание курсов, школ, центров подготовки и переподготовки специалистов; оказание консультационных и юридических услуг, научно-исследовательская и внедренческая деятельность; опытно-конструкторские работы; реализация медицинского оборудования и лекарственных препаратов; проведение выставок, ярмарок-продаж, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительских, зрелищных и благотворительных мероприятий; организация диетического и общественного питания; организация отдыха, гостиничного и туристического - экскурсионного обслуживания и т.д. При таком положении установить тождество невозможно. Доказательств обратного истцом ни суду первой инстанции, ни суду второй инстанции представлено не было.
Период работы истицы с 01.11.1999 по 07.02.2005 в должности медицинской сестры в Некоммерческой организации учреждении "Санаторий-профилакторий "Здоровье" Открытого акционерного общества "Мотовилихинские заводы", с 31.03.2003 Автономная некоммерческая организация "Социальный комплекс" Санаторий-профилакторий "Мотовилиха" не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ в связи с тем, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", организационно-правовая форма и профиль деятельности организации не дает права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Ссылка в апелляционной жалобе на дополнение от 21.08.2013 года N 1041 к протоколу заседания комиссии от 25.07.2013 года N 887 правового значения не имеет, поскольку указанное дополнение отсутствует в материалах дела, правовая оценка ему судом первой инстанции не давалась, предметом судебного разбирательства не являлось.
Кроме того, как следует из позиции ответчика, дополнение от 21.08.2013 N 1041 к решению Комиссии от 25.07.2013 N 887 было вынесено в связи с тем, что в первоначальном решении была допущена ошибка - не был указан период нахождения на курсах повышения квалификации с 22.10.1979 по 21.12.1979. Общая продолжительность исключенных их подсчета льготного стажа периодов была указана верно.
Таким образом, данным дополнением период работы с 01.11.1999 по 07.02.2005 не был включен Оноховой Т.А. в подсчет стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.
Выводы суда первой инстанции в целом соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему пенсионному законодательству, оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 27 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Оноховой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.