Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Веретновой О.А., судей: Лапухиной Е.А., Чулатаевой С.Г., при секретаре Новгородцевой А.В., с участием прокурора Левыкиной Л.Л.,
рассмотрела 14 мая 2014 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционным жалобам Думы Кизеловского городского поселения, Коваль С.Ш. на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 10 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Признать решение Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения N 2 от 06 ноября 2013 года незаконным со дня его принятия.
Признать решение Думы Кизеловского городского поселения N 41 от 06 ноября 2013 года незаконным со дня его принятия.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., объяснения заявителя Матросова В.Б., заключение прокурора - полагающей, что заявитель не имел правого интереса, который мог быть защищен выбранным им способом, в связи с чем требования не подлежат удовлетворению, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Матросов В.Б. обратился с иском к Думе Кизеловского городского поселения, предъявил требования о признании незаконным и отмене решения Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения N 2 от 06 ноября 2013 года, решения Думы Кизеловского городского поселения N 41 от 06 ноября 2013 года.
Требования обосновывал тем, что указанными решениями был нарушен порядок отбора кандидата на вакантную должность главы администрации Кизеловского городского поселения, назначенное на указанную должность лицо - Коваль С.Ш., не отвечает установленным квалификационным требованиям для замещения должности. Полагает, что Коваль С.Ш. не имеет необходимого образования (высшее профессиональное образование по специальности "Государственное и муниципальное управление" или образование считающееся равноценным), а также необходимого стажа муниципальной (государственной) службы, стажа (опыта) работы по специальности.
Истец указал, что данными решениями нарушены его права как депутата Думы Кизеловского городского поселения и личные права как жителя муниципального образования и отмена решений повлечет восстановление прав.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Представители ответчика с иском не согласились, указали, что Уставом Кизеловского городского поселения дополнительные квалификационные требования к лицам, претендующим на замещение муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения, не предусмотрены. Положением "О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения", утвержденного Решением Думы Кизеловского городского поселения утверждены квалификационные требования, которым кандидатура Коваль С.Ш. соответствовала. Коваль С.Ш. имеет высшее профессиональное образование, стаж муниципальной службы не менее 4-х лет.
Третье лицо Коваль С.Ш. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена. В отзыве на иск указала, что производство по делу подлежит прекращению в соответствии с положениями абзаца 2 ст. 220 ГПК РФ, так как Матросов В.Б. не имеет правовой заинтересованности в заявленных требованиях, оспариваемый акт не возлагает на него обязанностей, не ограничивает его прав. Также считает, что оснований для признания оспариваемых решений незаконными не имеется, так как она соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к лицу, претендующему на замещение должности главы администрации
Третье лицо Овечкин В.В. с иском не согласился, указал, что у него как участника конкурса на замещение вакантной должности каких-либо претензий к его проведению, а также принятому Думой решению относительно избрания Главы администрации - не имеется.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и прекращении производства по делу заявлено в апелляционных жалобах Думы Кизеловского городского поселения, Коваль С.Ш.
В апелляционной жалобе Думы Кизеловского городского поселения, Коваль С.Ш. указано на то, что Матросов В.Б. в оспариваемом конкурсе участия не принимал, являясь депутатом Думы Кизеловского городского поселения, участвовал в принятии решения при обсуждении кандидатуры Коваль С.Ш. и высказал свою позицию. Податели жалоб считают, что оспариваемыми решениями права Матросова В.Б. не нарушены, в иске на конкретные нарушенные права не указано, в связи с чем не имелось оснований для судебного разбирательства.
Также в апелляционной жалобе Думы Кизеловского городского поселения, Коваль С.Ш. указано на то, что вывод суда об отсутствии у Коваль С.Ш. необходимого для замещения должности стажа муниципальной службы, равно как и стажа работы по специальности не обоснован. Податель жалобы считают, что вывод суда о том, что принятие решения о включении периодов работы в стаж муниципальной службы возможно только в отношении действующих муниципальных служащих, не основано на нормах материального права. Также полагают, что суд не имел оснований для проверки законности акта, которым установлен муниципальный стаж Коваль С.Ш.
Коваль С.Ш. в апелляционной жалобе указывает на то, что суд вышел за пределы заявленных требований и, признав решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения N 2 от 06 ноября 2013 года незаконным - принял решение в отношении лиц, не привлеченных к участию в деле - Р., П.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ответчика - Думы Кизеловского городского поселения, третье лицо на стороне ответчика - Коваль С.Ш. не явились, о рассмотрении жалоб извещены.
Матросов В.Б. пояснил, что полагает решение суда законным, жалобы просит оставить без удовлетворения.
Третье лицо на стороне ответчика Овечкин В.В. в суд не явился, рассмотрении жалоб извещен.
Обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах этих доводов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, заявленные требования разрешению по существу.
В соответствии с положениями ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из вышеизложенного следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при одновременном наличии двух условий: несоответствия его закону или иному правовому акту; нарушения им гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица и (или) физического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Таким образом, защите путем признания ненормативного акта органа местного самоуправления подлежит реально существующее и нарушенное принятием данного акта право лица - личное либо имущественное.
Установлено, что 25.07.2013 года сложил свои полномочия глава администрации Кизеловского городского поселения Х. В соответствии с ч. 3 ст. 38 Устава муниципального образования Кизеловское городское поселения в случае досрочного прекращения полномочий главы администрации поселения Думой не позднее чем через 10 дней со дня прекращения полномочий назначается конкурс на замещение должности главы администрации поселения.
В соответствии с п. 5 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования, Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения.
На основании решения Думы Кизеловского городского поселения N 27 от 19.09.2013 года принято Положение "О порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения", которое опубликовано в бюллетене "Народный Депутат".
30.09.2013 года Думой Кизеловского городского поселения принято решение N 32 о проведении конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения, согласно которому утвержден состав конкурсной комиссии в составе 5 человек, проект контракта с главой администрации, установлено, что конкурс-испытание в форме собеседования надлежит провести 05.11.2013 года, конкурсной комиссии предписано в срок не позднее 02.10.2013 года опубликовать объявление о проведении конкурса в бюллетене "Народный депутат".
По результатам первого этапа в форме оценки участников на основании представленных документов, второго этапа конкурса в форме собеседования конкурсной комиссией 06.11.2013 года было принято решение N 2 о представлении на рассмотрение Думы Кизеловского городского поселения кандидатов на вакантную должность главы администрации Кизеловского городского поселения Коваль С.Ш. и Овечкина В.В.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 35 от 06.10.2003 N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Частью 2 ст. 21, частью 7 ст. 22 Устава муниципального образования Кизеловское городское поселение предусмотрено, что Дума поселения состоит из 15 депутатов и главы поселения. Заседание правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа избранных депутатов Думы. Согласно ч. 2 ст. 49 Устава муниципального образования Кизеловское городское поселение решения Думы ненормативного характера принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы, если иное не установлено настоящим уставом. Решения Думы ненормативного характера принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
На внеочередном заседании Думы Кизеловского городского поселения 06.11.2013 года по итогам голосования присутствующих депутатов, не менее 2/3 от общего числа избранных депутатов Думы, кандидатом на указанную должность главы администрации Кизеловского городского поселения была избрана Коваль С.Ш. На этом же заседании, как настаивают представители ответчика, депутатами Думы Кизеловского городского поселения было принято решение N 41 от 06.11.2013 года о назначении на должность главы администрации Кизеловского городского поселения Коваль С.Ш., которое в последующем было опубликовано в бюллетене "Народный Депутат" N 7 от 08.11.2013 года.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решения Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения N 2 от 06 ноября 2013 года, решение Думы Кизеловского городского поселения N 41 от 06 ноября 2013 года являются незаконными, нарушают права истца и подлежат признанию незаконными с момента принятия.
Как следует из материалов дела, Матросов В.Б., обращаясь с заявлением, в ходе судебного разбирательства и в суде апелляционной инстанции указывал на то, что принятие оспариваемых документов нарушает его права депутата Думы Кизеловского городского поселения на получение достоверной информации необходимой для сознательного принятия решений. Судебная коллегия полагает данный довод неосновательным, так как нарушение данного права не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Решением Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения N 2 от Об ноября 2013 года: Р., признан не соответствующим квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидату на замещение должности главы администрации Кизеловского городского поселения; отобраны кандидатами на замещение должности главы администрации Кизеловского городского поселения: Коваль С.Ш., Овечкин В.В.; секретарю комиссии указано на уведомление участников конкурса о решении, принятом комиссией; указано на то, что неявка участника конкурса П. расценивается как отказ от участия в конкурсе.
Оспаривая указанный акт, Матросов В.Б. указывает на его незаконность в части отбора в качестве кандидата на замещение должности главы администрации Кизеловского городского поселения Коваль С.Ш., однако каких-либо доводов относительно того, каким образом указанное решение нарушает его права и интересы не приводит. Судом первой инстанции основания обращения Матросова В.Б. не проверялись, оценка наличия у заявителя прав на оспаривание данного акта в решении суда не дана.
Вместе с тем, принимая оспариваемое решение, комиссия действовала в пределах своей компетенции, изложив выводы относительно круга лиц, подавших документы для участия в конкурсе на замещение должности Главы администрации Кизеловского городского поселения ( Р., Коваль С.Ш., Овечкина В.В., П. .).
Поскольку Матросов В.Б. не является участником комиссии, не является также и участником конкурса, позиция заявителя о том, что указанный акт нарушает его права как гражданина и депутата на достоверную информацию о кандидате на замещение должности главы администрации Кизеловского городского поселения не может быть признана обоснованной. Как следует из текста оспариваемого решения, данный акт не содержит иной информации о Коваль С.Ш., кроме имени и того, что она отобрана комиссией как кандидат. Как следует из материалов дела: решение об отборе действительно принималось комиссией, что подтверждается протоколом заседания. При указанных обстоятельствах, учитывая явное отсутствие подлежащего защите права истца, оценка судом первой инстанции действий комиссии по отбору кандидатов на замещение должности главы администрации Кизеловского городского поселения предшествующие принятию оспариваемого решения, правого значения для разрешения заявленного Матросовым В.Б. требования не имеет.
Судебная коллегия учитывает, что разрешая требования в указанной части, суд дал оценку ненормативному акту (Распоряжение Главы Кизеловского городского поселения от 10.10.2013 года N 11), который Матросовым В.Б. в рамках дела не оспаривался, не затрагивает его права и законные интересы, при этом ненормативный акт, к выводу о несоответствии которого закону пришел суд, вынесен лицом, не привлеченным к участию в деле, что также не может быть признано законным.
В рамках настоящего дела Матросовым В.Б. оспорено решение Думы Кизеловского городского поселения N 41 от 06 ноября 2013 года, которым на высшую муниципальную должность муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения назначена Коваль С.Ш., на Главу Кизеловского городского поселения возложена обязанность по заключению контракта с 07.11.2013 года, также указано на необходимость публикации решения в информационном бюллетене Кизеловского городского поселения "Народный депутат".
Матросов В.Б. указал, что оспариваемое решение было принято с нарушением закона, так как Коваль С.Ш., не соответствует требованиям, предъявляемым к Главе администрации. Также сослался на то, что указанное решение нарушает его права, как депутата Думы, поскольку на формирование его воли в момент голосования повлияла представленная ему членами Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения недостоверная информация о кандидате Коваль С.Ш.
Как было установлено судом первой инстанции, оспариваемое решение было принято коллегиально путем прямого голосования депутатов Думы Кизеловского городского поселения, при этом решение принято в пределах имеющихся полномочий с соблюдением установленной процедуры принятия решения, в момент принятия решения имелся кворум, решение было принято большинством голосов.
Также из материалов дела, объяснений Матросова В.Б., данных в судебном заседании суда первой инстанции в суде апелляционной инстанции, он присутствовал при принятии решения, участвовал в обсуждении кандидатур, отобранных Конкурсной комиссией, в том числе ему была предоставлена информация о стаже кандидата Коваль С.Ш. и документах, представленных ею комиссии в подтверждение стажа, Матросов В.Б. задавал вопросы кандидатам. Давая объяснения суду, Матросов В.Б. указал, что он голосовал против кандидатуры Коваль С.Ш., в настоящее время также против занятия ею должности Главы администрации Кизеловского городского поселения, в связи с чем довод относительно того, что представленная Комиссией информация о кандидате повлияла на формирование его воли при голосовании, что повлекло незаконность оспариваемого решения Думы, не обоснован.
Поскольку, действуя в рамках имеющихся у истца как депутата Думы Кизеловского городского поселения полномочий и участвуя в принятии оспариваемого решения, истец реализовал имеющиеся у него права, не представил доказательств того, что действиями (бездействием) Конкурсной комиссии было нарушено его право на получение информации и принятии осознанного решения, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемым Решением нарушены права истца как депутата и как гражданина, не основан на имеющихся в деле доказательствах, опровергается объяснениями самого истца.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для признания оспариваемых актов нарушающими права заявителя не имеется, в связи с чем требования о признании недействительными и отмене ненормативных актов, не нарушающих какие-либо прав и законные интересы заявителя, не возлагающие на него каких-либо обязанностей, равно как и не влекущие привлечение его к ответственности не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кизеловского городского суда Пермского края от 10 февраля 2014 года отменить, разрешить заявленные требования по существу.
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения N 2 от 06 ноября 2013 года; о признании незаконным и отмене решения Думы Кизеловского городского поселения N 41 от 06.11.2013 года-отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.