Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Киселевой Н.В., судей Фомина В.И., Петуховой Е.В., при секретаре Кармановой Ж.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 14 мая 2014 г. дело по апелляционной жалобе Калмаковой В.И. на решение Березниковского городского суда Пермского края от 20.02.2014 года, которым постановлено:
"Калмаковой В.И. в удовлетворении иска отказать".
Заслушав доклад судьи Фомина В.И., объяснения представителя истца Калмакова А.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Калмакова В.И. обратилась в суд с иском к администрации г. Березники о выдаче жилищного сертификата. Заявленные требования мотивировала тем, что постановлением администрации г. Березники Пермского края N 1246 от 09.08.2013 года она, как вдова участника Великой Отечественной войны, была поставлена на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. 24.09.2013 года она обратилась в администрацию г. Березники о выдачи жилищного сертификата. До настоящего времени администрация г. Березники бездействует, жилищный сертификат не выдает, причиняя ей моральный вред. Просила признать бездействие органа местного самоуправления в лице администрации г. Березники по выдаче жилищного сертификата незаконным. Обязать администрацию г. Березники выдать ей жилищный сертификат, взыскать в ее пользу в качестве компенсации морального вреда *** рублей.
По ходатайству представителя истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития Пермского края. Определением суда от 16.01.2014 года администрация г. Березники исключена из числа ответчиков.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, просила взыскать с Министерства социального развития Пермского края субсидию в размере, определенном исходя из расчета 36 кв.м. общей площади на гражданина в размере *** рубля.
В судебное заседание истец не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Калмакова В.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Приводит доводы о том, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные для членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны. Постановлением администрации г. Березники от 09.08.2013 года она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Намеренно свои жилищные условия она не ухудшала. Решением Березниковского городского суда Пермского края от 03.03.2014 года постановление администрации г. Березники N 152 от 07.02.2014 года о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении было признано незаконным. Решением суда она восстановлена в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам в форме субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений путем выдачи жилищного сертификата или единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения. Министерство социального развития Пермского края приняло от нее как вдовы участника Великой отечественной войны документы для выдачи жилищного сертификата, но сертификат не выдает. Судом неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец Калмакова В.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны.
Постановлением администрации г. Березники Пермского края от 09.08.2013 г. N 1246 на основании ст.14,52 ЖК РФ, ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах", Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов" Калмакова В.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением администрации г. Березники от 07.02.2014 г. N 152 в соответствии со ст.56 ЖК РФ, ч.2 ст.6 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" истец Калмакова В.И. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и признано утратившим силу постановление администрации г. Березники от 09.08.2013 г. N 1246 "О принятии Калмаковой В.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Установив изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что истец не имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты или субсидии на приобретение жилого помещения. Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, основанными на неправильном применении закона и не соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствие с п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 14-19 и 21 настоящего ФЗ, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу п. п. 2, 4, 6 той же статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета субъектов РФ; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 г. N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
На территории Пермского края, в целях реализации ст. 23.2 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в целях создания единого правового пространства, Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 г. N 21-П, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности участников ВОВ, включая военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев - п. п. 1.2.1 раздела 1 Порядка.
Согласно п. 4.1. названного Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем указанным в п. 1.2.1 гражданам предоставляются в форме субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или ЕДВ на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой (ЕДВ) определяется исходя из общей площади жилья - 36 квадратных метров, а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой Приказом Министерства регионального развития РФ (п. 1.2.1., п. 3.6 Порядка).
Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов, (с последующими изменениями и дополнениями) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Президентом предписано считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Отказывая в иске, суд исходил из того, что Калмакова В.И. постановлением администрации г. Березники от 07.02.2014 г. N 152 снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
При этом доводы истца о том, что она снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконно, суд первой инстанции не проверил.
Доказательств того, что истец намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, материалы дела не содержат.
Отчуждение истцом 28.09.2011 года 3/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: **** своему сыну намерений Калмаковой В.И. встать на учет в качестве нуждающейся в жилом посещении не подтверждают.
С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий истец обратилась в 2013 году, когда решением суда она была выселена из квартиры, в связи с переводом прав покупателя с сына заявительницы на Ф.
На момент обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, заявительница не имела права пользования или собственности на какое-либо жилое помещение.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Калмакова В.И. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в отсутствии законных оснований.
Выводы суда о том, что Министерство социального развития является ненадлежащим ответчиком, являются ошибочными, т.к. в соответствии с вышеназванным Порядком организация работы по предоставлению мер социальной поддержки в части формирования сводных списков граждан, подготовки проектов распоряжений Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с Законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется Министерством социального развития Пермского края.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения.
Принимая по делу новое решение, судебная коллегия учитывает, что перечисление денежных средств непосредственно получателю единовременной денежной выплаты законодательством не предусмотрено.
Порядок предоставления социальной поддержки в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения определен Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 г. N 21-П, поэтому на Министерство социального развития Пермского края должна быть возложена обязанность включить Калмакову В. И. в список нуждающихся в жилом помещении членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны с предоставлением ей социальной поддержки в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой определяется из расчета 36 квадратных метров общей площади жилья на гражданина, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений.
Принимая во внимание, что истцом Калмаковой В.И. не представлено доказательств причинения ей физических или нравственных страданий, оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, защиту интересов Калмаковой В.И. в суде осуществлял Калмаков А.Г.
Из представленных суду документов следует, что за оказанные юридические услуги Калмакова В.И. заплатила *** рублей.
Определяя сумму расходов, подлежащую взысканию, судебная коллегия учитывает положения ст. 100 ГПК РФ, требования разумности и справедливости, конкретные обстоятельства дела, его сложность, категорию спорных правоотношений, объем оказанных услуг и полагает, что затраты Калмаковой В.И. на оплату услуг представителя подлежат возмещению в сумме *** рублей.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березниковского городского суда Пермского края от 20.02.2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать Министерство социального развития Пермского края включить Калмакову В.И. в список нуждающихся в жилом помещении членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и предоставить ей социальную поддержку в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой определяется из расчета 36 квадратных метров общей площади жилья на гражданина, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений.
Взыскать с Министерства социального развития Пермского края в пользу Калмаковой В.И. расходы на оплату услуг представителя в сумме *** рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Калмаковой В.И. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.