Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Веретновой О.А.,
судей Лапухиной Е.А., Заривчацкой Т.А.,
при секретаре Новгородцевой А.В.,
рассмотрела в. открытом судебном заседании апелляционную жалобу Щербининой М.В. на решение Кировского районного суда города Перми от 23 января 2014 года об отказе Щербининой М.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Департамента образования администрации города Перми в лице Отдела образования Кировского района города Перми б/н от 05 декабря 2013 года в назначении пособия за счет средств бюджета города Перми как лицу, имеющему детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования, финансирование которых осуществляется за счет бюджета города Перми, возложении обязанности назначит и выплачивать пособие с 01 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя Департамента образования администрации города Перми Богомягковой С.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА Щербинина М.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа в выплате пособия за счет средств бюджета города Перми как лицу, имеющему детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования, финансирование которых осуществляется за счет бюджета города Перми, отраженного в письме отдела образования Кировского района города Перми от 05 декабря 2013 года, возложении обязанности назначить и выплачивать пособие с 01 января 2013 года. В обоснование заявленных требований заявитель указала, что является матерью Щербининой Э.Ф., /дата рождения/ . С 01 июля 2012 года семья Щербининых постоянно проживает в городе Перми без регистрации места жительства. Решением Кировского районного суда города Перми от 11 октября 2013 года установлен факт постоянного проживания заявительницы на территории города Перми с 01 июля 2012 года по настоящее время. Дочь заявительницы детское дошкольное учреждение не посещает. Путевка в дошкольное учреждение не предоставлена в связи с отсутствием мест.
Заинтересованное лицо - Департамент образования администрации города Перми в отзыве на заявление указало, что оснований для удовлетворения заявления не имеется. Расходное обязательство по выплате пособия семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих образовательные учреждения, установлено решением Пермской городской Думы N 245. Выплата пособия производится за счет средств бюджета города Перми. Данное расходное обязательство является дополнительным и направлено на поддержание отдельных категорий граждан. Право на получение пособия возникает при наличии у заявителя оснований, установленных нормативными актами органов местного самоуправления. Согласно Решению Пермской городской Думы от 20 ноября 2012 года N 245в реакции, действующей на момент обращения, в том случае, если для подтверждения факта проживания на территории города Перми предоставляется решение суда об установлении данного факта, пособие назначается при условии, что ребенок и законный представитель не имеют регистрации по месту жительства или пребывания в ином муниципальном образовании. При этом у заявителя имеется регистрация по месту жительства в городе Кудымкар, следовательно, отказа отдела образования Кировского района в назначении пособия является обоснованным.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Щербинина М.В. просит решение отменить, ввиду несогласия с выводами суда. В пояснениях к апелляционной жалобе указала, что ей было отказано в назначении пособия в городе Кудымкаре по причине того , что она и ее дочь перестали проживать на территории города Кудымкара. Специалисты администрации пояснили, что теперь заявитель проживает на территории города Перми и вправе обратиться в Администрацию города Перми за назначением пособия. Полагает, что поскольку она проживает на территории города Перми, имеет право на получение пособия по проекту "Мамин выбор" для обеспечения возможности получать образовательные услуги для развития ребенка. Решение суда об установлении факта проживания является тем документом, предоставление которого необходимо для назначения пособия. Ссылаясь на статью 3 Конвенции о нравах ребенка, указывает, что во всех действиях в отношении детей независимо от того какими органами они предпринимаются, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Департамента образования администрации города Перми указывает па свое несогласие с изложенными в жалобе доводами. Приводит доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Полает, что права и свободы заявителя не нарушены, так как решение об отказе в назначении и выплате пособия принято в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, принятых в пределах полномочий данных органов.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом , Щербинина М.В. является матерью Щербининой Э.Ф. родившейся /дата рождения/ .
14 ноября 2013 года Щербинина М.В. через отдел образования Кировского района города Перми обратилась в Департамент образования администрации города Перми с заявлением о назначении и выплате пособия семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих образовательные учреждения.
В качестве документа, подтверждающего проживание на территории города Перми, Щербинина М.В. представила решение Кировского районного суда города Перми от 11 октября 2013, вступившим в законную силу 12 ноября 2013 года. которым установлен факт постоянного проживания заявителя на территории города Перми с 01 июля 2012 года по настоящее время.
05 декабря 2013 года Щербининой М.В. отказано в назначении пособия со ссылкой на то, что при обращении ей не были представлены необходимые документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства родителя и ребенка в городе Перми.
Условия возникновения и права и порядок назначения пособия установлены Решением Пермской городской Думы от 20,11.2012 N 245 "Об установлении расходных обязательств по предоставлению пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет" и Постановлением Администрации г. Перми от 28.12.2012 N 996 "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета города Перми пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования, финансирование которых осуществляется за счет бюджетов любых уровней".
Решением Пермской городской Думы от 27.08.2013 N175 "О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 20.11.2012 N 245 "Об установлении расходных обязательств по предоставлению пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет" в решение Пермской городской Думы от 20.11.2012 N 245 внесены изменения, касающиеся уменьшения возраста ребенка до которого выплачивается пособия, а также включено условие, позволяющее принимать решение суда об установлении факта проживания в городе Перми в качестве документа, подтверждающего постоянного проживание родителя и ребенка на территории города Перми (и. 1.3 Решения). При этом, возможность назначения пособия на основании судебного решением об установлении факта проживания на территории города Перми обусловлена отсутствием регистрации у родителя и ребенка по месту жительства (пребывания) в ином муниципальном образовании,
В соответствии с пунктом 3 Решения Пермской городской Думы от 27.08.2013 N 17, пункт 1.3 указанного Решения вступил в законную силу с даты официального опубликования (06.09.2013).
В соответствии с пунктом 5 решение Пермской городской Думы от 20.11.2012 N 245 "Об установлении расходных обязательств но предоставлению пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет", предоставление Пособий осуществляется в порядке, установленном администрацией города Перми. Данный порядок установлен Постановлением Администрации г. Перми от 28.12.2012 N 996 (ред. от 26.06.2013) "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета города Перми пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих образовательные учреждения, ?реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования, финансирование которых осуществляется за счет бюджетов любых уровней". На момент обращения заявителя в Департамент образования Администрации города Перми за назначением пособия, действовала редакция указанного постановления, утвержденная Постановлением Администрации г. Перми от 26.06.2013 N 516, не содержащая указания па возможность предоставления судебного решения в качестве документа, подтверждающего факт постоянного проживания родителя и ребенка на территории города Перми. Однако, поскольку соответствующее условие указано в решении Пермской городской Думы, решение об отказе в назначении пособия было обоснованно принято с учетом его содержания, в том числе и учитывая необходимость представления сведений об отсутствии регистрации по месту жительства в ином муниципальном образовании. Права истца при этом не были нарушены, поскольку орган, рассматривающий заявления на получение пособия, не правомочен назначать пособия по иным документам, чем указаны в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления, принятых в пределах предоставленных им полномочий.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений опровергающих законность и обоснованность решения суда, постановленного с учетом всех фактических обстоятельств дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Кировского районного суда города Перми от 23 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щербининой М.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.