Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Горбуновой О.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Сероваевой Т.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 14 мая 2014 г. дело по апелляционной жалобе Пинягиной Е.А. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 20 февраля 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Пинягиной Е.А. об оспаривании решения комиссии Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми от 30.08.2013г., оформленного в виде протокола N 12, об отказе во включении Пинягину Е.А. в список лиц, имеющих право на жилое помещение, отказать".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения заявителя Пинягиной Е.А., поддержавшей апелляционную жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пинягина Е.А. обратилась в суд с заявлением о возложении обязанности на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми отменить решение комиссии от 30.08.2013г., протокол N 12, об отказе во включении в список на внеочередное предоставление жилого помещения, принятии решения о включении в список на получение жилья. Требования мотивированы тем, что заявитель являлась воспитанницей детского дома, находилась на полном государственном обеспечении, т.к. родители были лишены родительских прав. В настоящее время её семья состоит из пяти человек, является малоимущей, свое жильё отсутствует. Пинягина Е.А. обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о включении в список детей-сирот на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Решением комиссии ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 30.08.2013г. в удовлетворении заявления было отказано на основании того, что заявитель достигла 23 летнего возраста. По мнению Пинягиной Е.А., отказ является незаконным, нарушает ее права по обеспечению жилым помещением как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Пинягина Е.А. просит решение суда отменить, мотивируя тем, что независимо от возраста вплоть до получения жилого помещения, право на обеспечение жильем в силу закона должно быть сохранено. Право на внеочередное предоставление жилого помещения до достижения 23 лет не было реализовано по уважительным причинам. Директор детского дома обязан был подать списки детей-сирот для получения жилья, в том числе и на заявителя. При выпуске из детского дома никто не разъяснил право на обращение с соответствующим заявлением. В этот период родились дети, возможности собрать необходимые документы и обратиться в местные органы не имелось, материальная возможность приобрести жилое помещение отсутствует.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327-1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а так же которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом случаев.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из преамбулы и статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста. По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Пинягина Е.А., /дата рождения/ является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирована по адресу: **** - в помещении, предоставленном на время нахождения в детском доме, по месту регистрации не проживает. На учете в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрации Комарихинского сельского поселения Пермского края не значится, в собственности жилых помещений не имеет. Семья Пинягиной Е.А состоит из пяти человек, на период с 26.10.2012г. по 25.10.2013г. признавалась малоимущей. С целью постановки на жилищный учет по спискам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявитель обратилась в ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, решением комиссии от 30.08.2013г. в удовлетворении заявления было отказано в связи с достижением возраста, превышающего возраст, установленный статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое решение вынесено в пределах полномочий заинтересованного лица, соответствует закону.
Суд правильно исходил из того, что дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названный граждан, встал (поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста.
В данном же случае заявитель обратилась в ТУ Министерства социального развития г. Перми по вопросу постановки на учет в получении жилого помещения как лицо относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей только в 2013 году, т.е. в возрасте 26 лет, ранее с таким заявлением не обращалась, а потому не состояла на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В материалах дела не содержится отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств того, что причины, по которым заявитель не встала на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении являются уважительными.
Указанные в апелляционной жалобе обстоятельства которые, по мнению заявителя, исключали возможность обращения с заявлением о постановки на жилищный учет, уважительными причинами признаны быть не могут.
То обстоятельство, что семья заявителя является малоимущей, не имеет своего жилья в собственности или по договору социального найма само по себе не может являться безусловным основанием для удовлетворения заявленных требований. Как правильно указал суд первой инстанции, Пинягина Е.А. вправе реализовать свои жилищные права по иным основаниям.
Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
С учетом совокупности изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному и мотивированному выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований заявителя.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Пинягиной Е.А. на решение ленинского районного суда г. Перми от 20 февраля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.