Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Судневой В.Н. судей Кустовой И.Ю., Позолотиной Н.Г. при секретаре Окуловой Т.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г.Перми на решение Свердловского районного суда г.Перми от 7 октября 2013 года, которым постановлено :
Признать незаконным отказ департамента земельных отношений администрации г. Перми от 11.02.2013 года N ** в предоставлении в аренду на 4 года Суворовой Н.Д. земельного участка для целей не связанных со строительством (для увеличения существующего участка под жилым домом), общей площадью 430,00 кв.м., расположенного по адресу: **** .
Обязать департамент земельных отношений администрации г. Перми согласовать и выдать Суворовой Н.Д. схему расположения земельного участка, общей площадью 430,00 кв.м., расположенного по адресу: **** .
Обязать департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить в установленном законом порядке в аренду на 4 года Суворовой Н.Д. земельный участок для целей не связанных со строительством (для увеличения существующего участка под жилым домом), общей площадью 430,00 кв.м., расположенного по адресу: **** .
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя Суворовой Н.Д.Овчинникова Д.А., возражающего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Суворова Н.Д. обратилась в суд указывая, что в ей на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилого дома, общей площадью 580.00 кв.м., кадастровый номер ** , расположенный по адресу: **** , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.11.2012 года сделана запись регистрации N ** от 06.11.2012, что удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права 59 БГ N ** от 06.11.2012 года. На указанном земельном участке расположен принадлежащий ей жилой дом. 13.12.2012 года она обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в соответствии с пунктом 3 статьи 34 ЗК РФ в аренду сроком на 4 года земельного участка, общей площадью 430,00 кв.м., расположенного по адресу: **** , для целей не связанных со строительством, граничащего с земельным участком общей площадью 580.00 кв.м., принадлежащего ей на праве собственности, указав в заявлении цель предоставления : для увеличения существующего земельного участка под жилым домом.
Обязанность по определению местоположения испрашиваемого земельного участка и егс предполагаемых размеров заявителем выполнена, указано фактическое местоположение участка и каталог координат, предполагаемые размеры, цель использования. К заявлению прилагалась схема местоположения испрашиваемого земельного участка с привязкой к улично-дорожной сети 01 06.11.2012 г. подготовленная ООО "ГЕОМАТИКА", а так же все другие необходимые документы, предусмотренные ст. 34 Земельного кодекса РФ, а так же Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми утвержденным решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 года N 260.
Решением от 11.02.2013 года NИ-21-01-09-2037 Департаментом земельных отношений администрации г. Перми было отказано в предоставлении земельного участка в аренду на 4 года в связи с тем, что по заключению управления внешнего благоустройства не обеспечен треугольник видимости в соответствии с п. 11.9 СП 42.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89), в связи с чем, в соответствии с п.п. 1.6.1. Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 года N260, предоставление земельного участка невозможно, если - п. п. 1.6.11.: имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей.
Полагает, что отказ в предоставлении ей в аренду сроком на 4 года земельного участка, общей площадью 430,00 кв.м., расположенного по адресу: **** , для целей не связанных со строительством, граничащего с земельным участком общей площадью 580.00 кв.м. является незаконным, нарушающим право на получение в аренду земельного участка.
Просит признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 11.02.2013 года N И-21-01-09-2037 в предоставлении в аренду на 4 года Суворовой Н.Д. земельного участка для целей не связанных со строительством (для увеличения существующего участка: под жилым домом), общей площадью 430,00 кв.м., расположенного по адресу **** ; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми согласовать и выдать Суворовой Н.Д. схему расположения земельного участка, общей площадью 430,00 кв.м., расположенного по адресу: **** ; обязать Департамент земельных отношении администрации г. Перми предоставить в установленном законом порядке в аренду на 4 года Суворовой Н.Д. земельный участок для целей не связанных со строительством (для увеличена существующего участка под жилым домом), общей площадью 430,00 кв.м., расположенного по адрес : **** .
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просит Департамент земельных отношений. Указывает, что в соответствии с Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством Пунктом 1.6.1 Порядка предусмотрены причины, делающие невозможным предоставление земельного участка в том числе когда имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения и запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей. Департамент полагает, что выводы суда в части применения п..2.5 решения Пермской городской Думы от 23.10. 2007 необоснованны.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда судебная коллегия находит его подлежащим отмене в части возложения на Департамент земельных отношений обязанности предоставить Суворовой Н.Д. в установленном законом порядке в аренду на 4 года земельного участка по адресу **** в связи с неправильным применением норм материального права.
Судом первой инстанции установлено, что Суворовой Н.Д. на праве собственности принадлежит земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилого дома, общей площадью 580.00 кв.м., кадастровый номер ** , расположенный по адресу: **** , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.11.2012 года сделана запись регистрации N ** от 06.11.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 59 БГ N ** от 06.11.2012 года, (л.д.15).
На указанном земельном участке расположен принадлежащий Суворовой Н.Д. жилой дом, что удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права 59 БГN ** от 06.11.2012 г.
Заявлением от 13.12.2012 года Суворова Н.Д. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми о предоставлении в аренду сроком на 4 года земельного участка, общей площадью 430,00 кв.м., расположенного по адресу : **** , для целей не связанных со строительством, граничащего с земельным участком об площадью 580.00 кв.м., принадлежащего ей на праве собственности, указав в заявлении цель предоставления: для увеличения существующего земельного участка под жилым домом, (л.д.16 )
Решением от 11.02.2013 года NИ-21-01-09-2037 Департаментом земельных отношений администрации г. Перми было отказано в предоставлении земельного участка в аренду на 4 года в связи с тем, что по заключению управления внешнего благоустройства не обеспечен треугольник видимости в соответствии с п. 11.9 СП 42.13330.2011, в связи с чем в соответствии с п.п. 1.6.1. Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 года N260, предоставление земельного участка невозможно.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
При разрешении дела суд руководствовался положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ и пришел к правильному выводу о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 11.02.2013 года в предоставлении аренду испрашиваемого земельного участка по основанию установления в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничений или запретов, не позволяющих использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей. Ссылка Департамента земельных отношений на заключение Управления внешнего благоустройства администрации г.Перми, согласно которой предоставление земельного участка невозможно в связи с тем, что необеспечен треугольник видимости в соответствии с п. 11.9 СП 42.13330.2011 ( актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 ) обоснованно судом отклонена, поскольку достоверных доказательств в подтверждение этому не представлено.
Следует также признать правильными выводы суда первой инстанции о возложении обязанности на Департамент земельных отношений согласовать и выдать Суворовой Н.Д. схему расположения земельного участка. Исходя из анализа положений ст. 34 Земельного кодекса РФ утверждение и выдачу схемы расположения земельного участка следует рассматривать в качестве прямой юридической обязанности управомоченного субъекта, которым является Департамент земельных отношений, являющейся этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством. Поскольку в месячный срок со дня поступления заявления Суворовой Н.Д. данная обязанность Департаментом земельных отношений не исполнена, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводов, влияющих на правильность постановленного решения суда в указанной части, апелляционная жалоба не содержит.
Между тем, возлагая на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанность по предоставлению земельного участка, суд не принял во внимание, что процедура предоставления земельного участка в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ не завершена. Суд первой инстанции не учел, что в силу п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ после утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка, в порядке установленном законом " О государственном кадастре недвижимости ". После чего орган местного самоуправления решает вопрос о предоставлении земельного участка.
В рассматриваемом случае на данном этапе земельный участок не может быть предоставлен, поскольку самостоятельным объектом гражданских прав не является, что делает решение суда неисполнимым. На кадастровом учете данный земельный участок не состоит, кадастровые работы в отношении земельного участка не проводились.
Кроме того, возлагая обязанность по предоставлению земельного участка, суд не установил наличие или отсутствие иных оснований, препятствующих предоставлению земельного участка.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на Департамент земельных отношений обязанности по предоставлению земельного участка не может быть признано законным и обоснованным. Решение суда в данной части подлежит отмене.
На основании п.28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009г. N 2 " О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий ( бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих " судебная коллегия считает необходимым возложить на Департамент земельных отношений обязанность повторно рассмотреть в соответствии с требованиями действующего законодательства вопрос о предоставлении Суворовой Н.Д. испрашиваемого земельного участка.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г.Перми от 7 октября 2013 года отменить в части возложения на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанности предоставить в установленном законом порядке в аренду на 4 года Суворовой Н.Д. земельный участок для целей не связанных со строительством ( для увеличения существующего земельного участка по жилым домом ) общей площадью 430 кв.м., расположенного : **** .
Принять в данной части по делу новое решение.
Обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми повторно рассмотреть заявление Суворовой Н.Д. о предоставлении земельного участка по адресу : **** .
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.