Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Елецких О.Б., судей Горбуновой О.А., Кустовой И.Ю., при секретаре Сероваевой Т.Т., рассмотрела в открытом судебном заседании 28 мая 2014 года в городе Перми дело по апелляционной жалобе некоммерческой организации Орган общественной самодеятельности "Общественный комитет содействия сохранности исторического наследия и развития народных промыслов г. Березники" (Комитет "Содействия") на решение Березниковского городского суда Пермского края от 27 февраля 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления некоммерческой организации Орган общественной самодеятельности "Общественный комитет содействия сохранности исторического наследия и развития народных промыслов г. Березники" о признании действий (бездействия) администрации г. Березники, МАУ "Культурно-деловой центр г. Березники", МУ "Управление капитального строительства" незаконными отказать".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителей Комитата "Содействия" - Затонской Е.А., Митровой Г.Е., поддержавших апелляционную жалобу, пояснения представителя администрации г. Березники, МАУ "Культурно-деловой центр г. Березники" - Литвинова М.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орган общественной самодеятельности "Общественный комитет содействия сохранности исторического наследия и развития народных промыслов г. Березники" (Комитет "Содействия") обратился в суд с заявлением о признании действий (бездействия) администрации г. Березники, МАУ "Культурно-деловой центр г. Березники", МУ "Управление капитального строительства" по охране памятника истории и культуры - "Кинотеатр "Авангард" незаконными.
В обоснование заявления указано, что 16.12.2013г. на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг было размещено извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ по приспособлению объекта культурного наследия регионального значения "Кинотеатр "Авангард" для современного использования (культурно-деловой центр). Из данной информации следует, что в результате проведения работ по проекту 279\44 по размещению заказа внешний облик кинотеатра изменится, будут произведены переделки, изменено место расположения блока сцены, устроены многочисленные перегородки, другие изменения внутреннего и внешнего облика здания, его конструкции и высоты. Проект выполнения работ, созданный по заказу МУ "Управление капитального строительства", не соответствует требованиям Федерального законодательства. Экспертиза проекта искажает действительные виды работ и изменения облика здания после их проведения. Разместив на Официальном сайте указанную информацию, администрация г. Березники не выполнила требования ст. 9.3, ч.1 ст. 33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Заинтересованные лица не выполнили функции по сохранности объекта, не проверили достоверность экспертизы и соответствие проекта работ требованиям законодательства. Данное бездействие может привести к потере памятника истории и культуры, повлечь нарушение прав граждан на доступ к культурным ценностям и сохранение памятника культурного наследия.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе "Комитет "Содействия" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, мотивируя тем, что незаконность действий заинтересованных лиц выразилась, также в том, что не было получено согласование научно-проектной документации с Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Акт экспертизы от 28.07.2012г. не соответствует требованиям закона и положения о государственной историко-культурной экспертизе. В задании на проведение работ содержаться сведения не соответствующие Охранному обязательству N 77 от 08.07.2010г., в задании на разработку научно-проектной документации не указано, что проект должен быть разработан в отношении объекта культурного наследия, в нем отсутствуют сведения о том, что к предмету охраны относится материал стен, фасадной поверхности и другие элементы здания. Научно-проектной документацией предусматривается изменение предмета охраны, его облика и интерьера. Заинтересованные лица обязаны были исполнить обязанность по сохранности и охране памятника и провести повторную экспертизу, что сделано не было. Письмо Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 26.07.2012г., на которое ссылаются заинтересованные лица, не является согласованием, полученным в установленном законом порядке, оценка письму судом не дана. Выводы суда о том, что именно заявитель должен был обращаться в Министерство с заявлением в случае несогласия с актом историко-культурной экспертизы, являются ошибочными.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация г. Березники просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, (ч. 1 ст. 327-1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался ч.1 ст. 254, ч.1 ст.249, ст. 258 ГПК Российской Федерации, п.1, 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", преамбулой, п.1 ст.2, ст.9.3, п.2, 3 ст. 32, п.1 ст.40,п.1, 2 ст. 45, п. 3 ст. 48 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, п.2 ст. 7,п.4 ст.8, п.2 ст. 16, ст. 18 закона Пермского края N 451-ПК "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что "Кинотеатр "Авангард", 1932 года постройки, включен в реестр муниципального имущества муниципального образования "Город Березники" и в Единый Государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является памятником градостроительства и архитектуры Пермского края регионального значения, находится на балансе МАУ "Культурно-деловой центр г. Березники" на праве оперативного управления.
08.07.2010г. Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края выдано МАУ "Культурно-деловой центр г. Березники" Охранное обязательство N 77, утверждена опись охраны указанного выше объекта.
Постановлением администрации г. Березники N 1414 от 10.09.2010г. в муниципальную инвестиционную программу развития инфраструктуры города Березники на 2011-2013 годы включены работы по разработке проектно-сметной документации реставрации здания кинотеатра, ответственным исполнителем определено МУ "Управление капитального строительства".
Задание на проведение работ и разрешение на разработку научно-проектной документации по приспособлению памятника архитектуры для современного использования (культурно-деловой центр) утверждены и выданы Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края 14.09.2011г., проектная документация разработана ООО "Пермстроймет+" (Шифр 279\44) на основании муниципального контракта, заключенного с МУ "Управление капитального строительства".
Из Акта государственной историко-культурной экспертизы ООО "Экспертиза Поволжье" от 28.06.2012г. следует, что научно-проектная документация соответствует требованиям, установленным Сводом реставрационных правил "Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (СРП-2007, 4-я редакция), рекомендованным письмом Минкультуры Российской Федерации от 11.01.2012г. N 3-01-39Л10-КЧ и нормам ст. 44 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Представленное в проекте описание и обоснование технических решений можно рассматривать как достаточное для сохранения объекта. Документация может быть рекомендована для согласования в порядке, установленном действующим законодательством.
Научно-проектная документация по приспособлению памятника архитектуры регионального значения "Кинотеатр "Авангард" для современного использования (культурно-деловой центр) в составе: исторической записки, пояснительной записки, архитектурно-строительной части, паспорта отделки фасадов, акта государственной историко-культурной экспертизы была представлена в Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. В письме от 26.07.2012г. Министерством сделан вывод о том, что документация не противоречит требованиям законодательства в области сохранения объектов культурного наследия, в связи с тем, что при проведении работ затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта необходимо проведение государственной экспертизы.
14.06.2013г. КГАУ "Управление Государственной экспертизы Пермского края" выдано положительное заключение на проектную документацию.
16.12.2013г. на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг администрацией г. Березники размещено извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ по приспособлению объекта культурного наследия регионального значения "Кинотеатр "Авангард" для современного использования (культурно-деловой центр").
С учетом требований действующего законодательства и фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией г. Березники, МАУ "Культурно-деловой центр г. Березники", МУ "Управление капитального строительства" были приняты все меры по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Кинотеатр "Авангард" в пределах своих полномочий, в связи с чем оснований для признания их действий (бездействия) незаконными не имеется.
Выводы суда являются правильными и обоснованными, основаны на обстоятельствах дела и представленных сторонами доказательствах, которые оценены судом в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК Российской Федерации, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
Оспаривая незаконность действий (бездействия) заинтересованных лиц по охране памятника истории и культуры, в своем заявлении Комитет "Содействия" ссылался на нарушение конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям.
В силу положений ч.1 ст. 46 ГПК Российской Федерации с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со свидетельством о регистрации юридического лица и уставом Комитет "Содействия" является некоммерческой организацией, один из видов деятельности - это организация и осуществление общественного контроля за деятельностью органов, отвечающих за сохранность исторических памятников и развитие народных промыслов. Деятельность Комитета "Содействия" осуществляется в пределах муниципального образования г. Березники Пермского края (п. 1.9 устава).
Действующим законодательством не установлено право некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в области сохранности исторических памятников и развития народных промыслов на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Доказательств нарушения своих прав оспариваемыми действиями (бездействием) заявителем не представлено, довод о том, что администрация г. Березники не предоставила организации достоверную информацию, материалами дела не подтверждается.
Указанные обстоятельства также являются основанием для отказа в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заинтересованными лицами не была проведена историко-культурная экспертиза проекта, подлежат отклонению, поскольку обязанность обеспечить прохождение экспертизы проектной документации была возложена на ООО Пермстроймет+" в соответствии с п.3.4 задания на разработку проектной документации по объекту, являющегося приложением к муниципальному контракту (л.д.95).
Доводы о несоответствии задания на проведение работ, научно-проектной документации, акта государственной историко-культурной экспертизы требованиям действующего законодательства, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку являются субъективным мнением, допустимых доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, заявителем не представлено.
В силу п.2,3 ст. 32 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия решения соответствующим органом охраны объектов культурного наследия о возможности проведения работ, указанных в п.1 ст. 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения об объектах историко-культурной экспертизы, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона. В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд.
Судом первой инстанции установлено, что Комитет "Содействие" с заявлением о несогласии с заключением историко-культурной экспертизы в Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края не обращался.
Заявитель не лишен возможности защитить свои права иным способом, предусмотренным Федеральным законом.
Ссылки Комитета "Содействия" на письмо Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций от 26.07.2012г. в части того, что указанное письмо не является согласованием, полученным в установленном законом порядке, отсутствие такого согласования свидетельствует о незаконности действий (бездействия) заинтересованных лиц, правового значения не имеют, поскольку данное обстоятельство в качестве основания своих требований, заявитель в заявлении, поданном в суд первой инстанции не указывал.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения, содержат ссылку на обстоятельства и объяснения, излагаемые в обоснование заявленных требований, которые нашли отражение в решении суда, по существу сводятся к переоценке выводов суда и иному толкованию норм действующего законодательства в связи с чем основаниями для отмены решения суда не являются.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу некоммерческой организации Орган общественной самодеятельности "Общественный комитет содействия сохранности исторического наследия и развития народных промыслов г. Березники" на решение Березниковского городского суда Пермского края от 27 февраля 2014 года оставить без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.