Судебная коллегия но гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толсктиковой М.А., судей Швецова К.И., Сергеева В.А., рассмотрела 21 мая 2014 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе Кузнецова В.И. на решение Губахинского городского суда Пермского края от 18 марта 2014 года, которым постановлено :Кузнецову В.И. , Кузнецовой С.Э. , Саврулину А.И. , Кузнецовой У.В. , Кузнецову В.В. в иске к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю о признании незаконным решения от 22.07.2013 об отказе в постановке научет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и об отказе во включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, отказать полностью.
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Сергеева В.А., пояснения представителя ответчика Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (далее ГУФСИН России по Пермскому краю),судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов В.И., Кузнецова С.Э., Саврулин А.И., Кузнецова У.В., Кузнецов В.В. обратились в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю", ГУФСИН России по Пермскому краю о признании незаконным решения от 22.07.2013 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшениижилищных условий и об отказе во включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Указали, что истец Кузнецов В.И. с 1996 года по 28.12.2011 год проходил службу в ФКУ ИК-12, был уволен по достижении предельного возраста. Выслуга составила 19 лет 4 мес. 4 дня в календарном исчислении.
Указал, что в период прохождения службы, в том числе и до 2005 года, истец неоднократно обращался к администрации ФКУ ИК-12 о постановке его и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и участия в подпрограмме. Но документы в ФКУ ИК-12 не принимали. Истец состоял с 2006 года на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Администрация Южно-Коспашского сельского поселения г. Кизела предоставила истцу жилое помещение, которое в настоящее время по своему метражу не соответствует нормативам, исходя из количества фактически проживающих членов семьи истца. На обращение истца о постановке на учет, ФКУ ИК-12 ответило отказом, указав что в период прохождения службы, истец не обращался с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении его в состав участников подпрограммы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит истец, указывая на его незаконность и необоснованность. Доводы апелляционной жалобы, по сути, идентичны доводам истца, приведенным в обоснование исковых требований. Считает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не правильно применены требования закона.
В суде апелляционной инстанции представитель ГУФСИН России по Пермскому краю выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Истцы Кузнецов В.И., Кузнецова С.Э., Саврулип А.И., Кузнецова У.В., Кузнецов В.В., ответчик ФКУ ИК-12 "Исправительная колония N 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю", в суд не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об отложении дела не просили, в связи с чем, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов и представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобысудебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Кузнецов В.И. проходил службу в ФКУ ИК-12ГУФСИН России по Пермскому краю с 1996 года. На основании приказа N 468 лс от 28.12.2011 года Кузнецов В.И. был уволен со службы в должности *** отдела безопасности ФКУ "ИК N 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю" по достижению предельного возраста (ст. 58 и. "б"). Выслуга лет в календарном исчислении на момент увольнения составила 19 лет 04 месяца 04 дня. В ФКУ ИК-12 с заявлением о постановке на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы впервые истец обратился в июне 2013 года. Указанное заявление оставлено без удовлетворения.
Истец и члены его семьи состояли на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения с 01.02.2006 года 19.11.2009 года, а также с 19.09.2013 года по настоящее время в администрации Южно-Коспашского сельского поселения г. Кизела Пермского края, по месту жительства.
В июне 2013 года Кузнецов В.И. обратился с заявлением в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Пермскому краю с просьбой о постановке его и членов его семьи, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Письменным ответом за подписью председателя ФКУ ИК-12 от 22.07.2013 года истцу было отказано в удовлетворении заявленного требования т.к. за период прохождения службы как сотрудник ФКУон не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, определенным категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Некоторые категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правительство Российской Федерации, в соответствии с действующими конституционными нормами формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Гражданами - участниками Подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в Подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции.
Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами, а также Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам -участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе", утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации 16.05.2012 N 267 (далее - Инструкция).
Свои требования истец основывает на содержании абзаца 6 п. 5 "а" Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в соответствии с которым право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Как следует из текста абзаца 6 подпункта "а" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с пунктом 9 указанных Правил сотрудники, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам Подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
Для участия в Подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов (пункт 19 Правил).
В соответствие с пунктом 6 Инструкции утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации 16.05.2012 N 267, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа уголовно-исполнительной системы рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме. По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников Подпрограммы (пункт 7 Инструкции).
Истец, 28.12.2011 года был уволен со службы в ФКУ "ИК N 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю" по достижению предельного возраста (ст. 58 и. "б"). Выслуга лет в календарном исчислении на момент увольнения составила 19 лет 04 месяца 04 дня. Однако в федеральных органах исполнительной власти на момент увольнения на учете он не
состоял. Учитывая, что истец не состоит в списках очередников на получение жилых помещений в федеральном органе исполнительной власти, как того требует п. 5 Правил, к участникам данной подпрограммы он не может быть отнесен.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца о том, что он подпадает под категорию граждан, имеющих право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, поскольку после увольнения был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, не являются основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что реализация гражданином права на обеспечение жильем в рамках указанной подпрограммы связана с выполнением им определенных действий, в частности, с обращением в установленном порядке с заявлением о признании в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом, гражданин, претендующий на участие в подпрограмме, долен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент его увольнения со службы. Приведенные выше правовые нормы предполагают, что право участия в подпрограмме предоставляется не всем увольняемым военнослужащим, а только тем, которые помимо прочего являются нуждающимися в жилых помещениях и не обеспечивались ими ранее и состоят на учете в органе
Истец до увольнения со службы не обращался с соответствующим заявлением и необходимыми документами по месту службы, либо в орган местного с самоуправления по избранному месту жительства для постановки на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. На момент увольнения со службы не состоял в списке военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что до 2005 года и позднее, до увольнения со службы, истец неоднократно обращался в жилищную комиссию ФКУ ИК N 12 с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не может являться основанием для отмены решения, поскольку как уже отмечалось выше, истец не представил доказательств объективно подтверждающих указанные им обстоятельства, а также того, что на момент увольнения со службы он был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Утверждение истца о том, что до 2005 году и позже он обращался в учреждение с заявлением о постановке на учет, не основан на допустимых доказательствах. Постановка на учет в учреждении исполнения наказания возможна была до 1 марта 2005 года. Суд первой инстанции исследовал данное обстоятельство и не установил факта подачи истцом заявления о постановке его на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных, условий в указанные истцом периоды.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены постановленного решения, не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, а по существу основаны на неверном толковании материального права и направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем не могут служить поводом к отмене данного решения. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Кузнецова В.И. на решение Губахинского городского суда Пермского края от 18 марта 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.