Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Елецких О.Б.,
судей Горбуновой О.А., Кустовой И.Ю.
при секретаре Сероваевой Т.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 2 июня 2014 г. дело по апелляционной жалобе Коноваловой А.Н. на решение Соликамского городского суда Пермского края от 7 марта 2014 г, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Коноваловой А.Н. о признании незаконным решения Управления культуры администрации города Соликамска от 06.12.2013 года N 66, обязании Управления культуры администрации города Соликамска отменить решение N 66 от 06.12.2013 года об отказе Коноваловой А.Н. в выдаче свидетельства и об исключении её семьи из списка участников Программы отказать.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коновалова А.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления культуры администрации города Соликамска от 06.12.2013 года N 66 об отказе в выдаче свидетельства и исключении её семьи из списка участников Программы "Обеспечение жильем молодых семей", указав, что 19.01.12. Управлением было принято решение о признании семьи заявителя из 3 человек участницей Программы. В ноябре 2013 г заявителю было сообщено о необходимости вновь представить пакет документов, после чего принято оспариваемое решение. Полагает, что оснований для исключения ее из списка участников Программы не имелось.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Коновалова А.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, Коновалова А.Н. с семьей из 3 человек на основании заявления от 19.01.2012 года, поданного в Управление культуры администрации г. Соликамска, признана участницей долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг", о чем ей направлено письменное уведомление от 19.01.12.
14.11.13. заявителем представлен пакет документов для получения социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья в рамках реализации указанной целевой программы. Уведомлением Управления культуры администрации г. Соликамска от 09.12.13. до сведения заявителя доведено, что 05.12.13. получен ответ отдела по жилищной политике о невозможности признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, а 06.12.13. принято решение об отказе в выдаче свидетельства и исключении из списка участников Программы. Основанием для вывода об отсутствии нуждаемости послужило то обстоятельство, что на каждого члена семьи приходится свыше 12 кв.м общей площади. На момент приобретения квартиры с использованием кредитных средств в декабре 2009 г семья имела постоянное место жительства на территории Соликамского района - **** , в связи с чем заявителю для признания потенциальными участниками программы необходимо было обращаться в администрацию Соликамского муниципального района. Установлено также, что Коновалова А.Н. 04.12.09. заключила кредитный договор для приобретения квартиры по адресу: **** , общей площадью 42 кв.м. В этот же день заключен договор купли-продажи данной квартиры, 09.12.09. за Коноваловой А.Н. зарегистрировано право собственности на эту квартиру. На момент заключения кредитного договора и приобретения квартиры Коновалова А.Н. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: **** .
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 17 декабря 2010 г. утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, направленная на выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Данная программа предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Во исполнение данного Постановления принято Постановление Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 года N 1119-П "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", действующее в период возникновения спорных правоотношений, и на основании указанного постановления - Постановление администрации г. Соликамска от 25 февраля 2011 года N 249-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе на 2011-2015 годы".
Согласно п. 1.3.1 краевой программы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 года N 1119-П:
потенциальные участницы Программы - молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе.
Участницы Программы - молодые семьи, включенные в списки на получение социальной выплаты в планируемом году.
Участницей Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
г) молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно п. 8.1.3. указанной краевой программы молодые семьи - участницы Программы представляют в установленном порядке в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов (в неполных семьях - матери или отца) пакет документов для участия в Программе.
Как видно из материалов дела, Коновалова А.Н. обратилась с заявлением на включение в число участников программы в администрацию г. Соликамска, поэтому должна была отвечать критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий применительно к г. Соликамску. Согласно постановлению главы г. Соликамска от 31 марта 2006 года N 581 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Соликамский городской округ" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 12 кв. м общей площади на одного члена семьи; учетная норма площади жилого помещения для целей принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 10 кв. м общей площади на одного члена семьи. В квартире по адресу: **** на каждого члена семьи приходится 14 кв.м общей площади, что превышает вышеуказанные нормы. То обстоятельство, что квартира приобретена с использованием кредитных средств, не свидетельствует о неправомерности оспариваемого решения. На момент заключения кредитного договора и приобретения квартиры местом жительства заявителя являлся не г. Соликамск, а Соликамский район, что подтверждается сведениями из документов о приобретении квартиры, данными регистрационного учета. С регистрационного учета в администрации Половодовского сельского поселения Коновалова А.Н. снята 10.12.09., поставлена на учет в г. Соликамске 19.12.09. На тот период Коновалова А.Н. являлась собственником 1/3 доли в праве на 3-комнатную квартиру площадью 64.4 кв.м по ул. **** . В квартире было зарегистрировано 4 человека. По данным администрации Соликамского муниципального района, на территории Соликамского муниципального района заявитель не состояла и не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не являлась участником программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае".
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г. Соликамска и суд не могли запрашивать информацию о нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий в администрации Соликамского муниципального района, вопрос о нуждаемости заявителя в жилом помещении уже был разрешен 19.01.12., не влекут отмену решения суда. Поскольку заявителем оспаривался отказ в выдаче свидетельства и исключении из списка участников программы, вопрос о нуждаемости в улучшении жилищных условий относится к обстоятельствам, имеющим юридическое значение для дела. При проверке законности оспариваемого решения органа местного самоуправления суд не связан доводами заявителя и заинтересованного лица, поэтому запрос в администрацию Соликамского района о предоставлении информации, оценка иных имеющихся в деле документов, в том числе справки администрации Половодовского сельского поселения от 19.01.12., не противоречит процессуальному законодательству.
В соответствии с п. 3.4 Приложения N 3 к Постановлению Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 года N 1119-П для получения свидетельства участница Программы в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в муниципальный район или городской округ Пермского края по месту своего постоянного жительства (регистрации) обоих супругов заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, указанные в пунктах 2.1.2-2,1.6 настоящих Правил.
Орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края устанавливает личность заявителя, принимает и заверяет представленные копии документов и организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 2.1 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления пакета документов для получения свидетельства принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче участнице Программы свидетельства на получение социальной выплаты. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края в 5-дневный срок.
Таким образом, при решении вопроса о выдаче свидетельства молодая семья вновь предоставляет пакет документов, а орган местного самоуправления проверяет сведения, в связи с чем доводы жалобы об однократном рассмотрении документов о нуждаемости в жилом помещении нельзя признать правильными. Орган местного самоуправления вправе отказывать в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, а также исключать из списка участников программы семьи, которые не могут являться таковыми по условиям программы, поскольку иное противоречило был целям осуществления этой программы, и влекло необоснованное расходование бюджетных средств.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы об отсутствии полномочий управления культуры администрации города Соликамска для принятия оспариваемого решения. В силу п.5.3 Постановления администрации г. Соликамска от 25 февраля 2011 года N 249-па управление культуры администрации города Соликамска осуществляет реализацию Программы в г. Соликамске и наделено соответствующими функциями.
Несогласие заявителя с выводами суда относительно п. 10 Порядка признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" от 19.08.2013 года N 1120-п не влечет необходимость отмены решения. Согласно данному пункту молодые семьи, претендующие на участие в Программе, улучшившие свои жилищные условия посредством приобретения (строительства) жилого помещения с использованием средств, полученных по жилищному кредиту, в том числе ипотечному, или жилищному займу, признаются органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитных договоров (договоров займа), в том числе ипотечного, на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (в случае заключения договора на получение средств по жилищному кредиту, в том числе ипотечному, или жилищному займу на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в срок до 1 января 2011 г. в соответствии с пунктом 7.2.5 Программы.
Вместе с тем, указанный пункт не исключает признание нуждающимися в жилом помещении органом местного самоуправления по месту жительства заявителя, причем нуждаемость должна подтверждаться на момент заключения кредитного договора. Кроме того, в соответствии с п.2.9 Приложения N 17 к Постановлению Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 года N 1119-П потенциальная участница Программы сохраняет право на получение социальной выплаты при условии, что она сменила постоянное место жительства (регистрации) в связи с выездом (регистрацией) на территорию другого муниципального образования Пермского края и приобрела жилое помещение с использованием заемных средств по жилищному кредиту, только если это произошло после включения ее в список потенциальных участниц Программы, о чем правильно указано в решении суда. В настоящем случае на момент приобретения квартиры Коновалова А.Н. не была включена в список потенциальных участников программы.
Жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции!, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Коноваловой А.Н. на решение Соликамского городского суда Пермского края от 7 марта 2014 г оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.