Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Елецких О.Б., судей Горбуновой О.А., Кустовой И.Ю. при секретаре Сероваевой Т.Т. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 2 июня 2014 г. дело по апелляционной жалобе администрации Октябрьского муниципального района Пермского края на решение Октябрьского районного суда Пермского края от 6 марта 2014 г, которым администрация Октябрьского муниципального района обязана в срок до 31 декабря 2016 года организовать проведение и финансовое обеспечение утилизации и переработки твердых бытовых отходов, расположенных на земельных участках сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах Богородского сельского поселения, по адресу: **** с географическими координатами 56°30.769 ; с. ш., 056°04.774 ; в. д. на площади 2,04 га: у д. Шатуново с географическими координатами 56°40.525 ; с. ш., 056°56.120 ; в. д. на площади 0.75 га, а администрация Богородского сельского поселения обязана подготовить за счет собственных средств проект восстановительных работ нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на указанных участках и провести работы по восстановлению земель на основании данного проекта.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителей Управления Россельхознадзора по Пермскому краю Шумиловских О.В., Каменских Л.Н., представителя администрации Богородского сельского поселения Хамитова А.Н., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Россельхознадзора по Пермскому краю обратилось в суд с иском к администрации Богородского сельского поселения, администрации Октябрьского муниципального района о восстановлении нарушенного состояния земель сельскохозяйственного назначения, возложив на администрацию Богородского сельского поселения Октябрьского муниципального района в срок до 01.05.2014 года обязанность за счет собственных средств подготовить проект восстановительных работ нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах поселения у с. **** , у д. **** , у д. **** , у д. **** , с указанными в заявлении географическими координатами, и в срок до 01.10.2014г. провести работы по восстановлению земель, сдать земельный участок на основании акта приема - передачи собственнику, а на администрацию Октябрьского муниципального района возложив обязанность в срок до 01.08.2014г. организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов с перечисленных земельных участков.
В обоснование требований истец указал, что при проведении контрольно-надзорных мероприятий установлено, что на землях сельскохозяйственного назначения на указанных выше участках допущено несанкционированное размещение отходов потребления и бытового мусора. Подъезд к участкам несанкционированного размещения отходов открыт, заграждение, информационные знаки, запрещающие вывоз мусора, трафареты отсутствуют. Контролирующим органом было выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства. 13.06.2012г. администрация Богородского сельского поселения и глава администрации сельского поселения привлечены к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ. В ходе проведения внеплановой проверки 29.05.2013г. по исполнению ранее выданного предписания установлено, что предписание от 29.05.2012г. об устранении нарушений земельного законодательства не исполнено. Несанкционированное размещение отходов производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения представляет собой самовольное (незаконное) перекрытие поверхности почвы, а также почвенного профиля искусственными покрытиями, является нарушением требований земельного законодательства, наносит вред земле как природному объекту.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Октябрьского муниципального района просит изменить решение суда в части возложения на нее обязанности организовать утилизацию и переработку твердых бытовых отходов и промышленных отходов, принять решение о возложении обязанности на администрацию Богородского сельского поселения организовать вывоз отходов в срок до 31.12.2016г. на полигон ТБО, возложить обязанность на администрацию муниципального района произвести утилизацию и переработку указанных отходов. Суд не применил ст.78 Земельного кодекса РФ, применил письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.05.2012г. N ВК-03-03-36\6231, не подлежащее применению. Нахождение свалки в региональном кадастре отходов производства и потребления Пермского края не подтверждает санкционирование свалки, реестр носит информационный характер, ведется для учета всех объектов размещения отходов. Признав свалку у д. Шатуново несанкционированной, суд необоснованно возложил обязанность в отношении этой свалки на администрацию района. В целях организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов администрацией района построен и введен в эксплуатацию полигон ТБО. Администрация сельского поселения в силу закона обязана организовать сбор и вывоз данных отходов на полигон ТБО. Земельные участки под складирование отходов муниципальный район не предоставлял, не принимал решение об открытии свалок, следовательно, и принимать решение о закрытии свалок не мог. С выводами суда о бездействии администрации муниципального района по решению вопросов по организации утилизации ТБО ответчик не согласен, свалки образовались с 1998г., тогда как Федеральный закон N 131 -ФЗ вступил в силу в 2003г.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции, постановлением администрации Богородского сельсовета Октябрьского района N 20 от 24 мая 2001 года утверждены границы земельных участков для размещения твердых бытовых и производственных отходов в соответствии с санитарными нормами и требованиями, из земель администрации Богородского сельсовета: земельный участок площадью 31600 кв.м. с. **** . В региональном кадастре отходов производства и потребления Пермского края, в реестре объектов размещения отходов, на территории Октябрьского муниципального района в 1,5 км от с. **** значится действующая свалка бытовых отходов, назначение -захоронение, объект расположен на специально выделенной территории на основании постановления N 20 от 24.05.2001 г.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Аналогичные положения содержатся в ч.2 ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичные положения содержатся в ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Возлагая обязанность на администрацию Октябрьского муниципального района организовать проведение и финансовое обеспечение утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, расположенных на земельных участках сельскохозяйственного назначения у с. Богородск и д. Шатуново, суд правильно исходил из того, что отходы подлежат утилизации, что согласно вышеприведенным положениям закона, относится к компетенции органов местного самоуправления района, а не сельского поселения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные свалки являются несанкционированными, в связи с чем администрация сельского поселения обязана организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на полигон ТБО, выводы суда не опровергают, основанием для отмены или изменения решения не являются. При этом судебная коллегия исходит из того, что законодатель не ставит в зависимость от вида свалки (санкционированная или несанкционированная) исполнение муниципальным районом обязанности по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Юридическое значение по данному делу имеет то обстоятельство, что речь идет не об организации сбора и вывоза отходов с территории поселения, а об их утилизации. Возложение обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на администрацию муниципального района согласуется как с полномочиями органа местного самоуправления, указанными в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральном законе "Об охране окружающей среды", так и местным правовым актом -Положением "Об организации утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Октябрьского муниципального района Пермского края", утвержденным решением Земского Собрания Октябрьского муниципального района от 28.06.2007г. N122.
Выводы суда являются мотивированными, основаны на анализе положений действующего законодательства, соответствуют материалам дела и представленным сторонами доказательствам, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу администрации Октябрьского муниципального района Пермского края на решение Октябрьского районного суда Пермского края от 6 марта 2014 г оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.